ФОТО: BIGC STUDIO, NEGRO ELKHA/SHUTTERSTOCK.COM

Год подходит к концу, пора бы подводить его итоги, но деловой декабрь продолжает подкидывать нам сюрпризы. Это и предложение объединить ОМС и ДМС, и угроза дефицита бюджета в 2% ВВП, и предложение учёных из РАНХиГС снова повысить пенсионный возраст. Чем всё это нам грозит, объяснил в эфире «Первого русского» экономист Михаил Делягин.

С предложением объединить системы ОМС и ДМС выступил Минфин, по мнению которого логично дополнить систему обязательного страхования добровольной. Администрированием, считают в министерстве, будут заниматься страховщики, но только те, «которые используют максимально клиентоориентированный подход и обеспечивают контроль за качеством медицинских услуг».

Предполагается, что гражданин сможет оплачивать платные услуги в поликлиниках с помощью полиса ДМС. Конечно, для этого надо его приобрести. Другие детали не приводятся.

Минздрав сообщил, что пока не получил соответствующих предложений, а осенью страховые компании жаловались на рост убыточности ДМС: средний чек и частота посещений граждан платных клиник в текущем году выросла на 10–15 процентов. На этом фоне пропорционально растут и убытки страховщиков.

Эту и другие темы в программе  «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с депутатом Госдумы, экономистом Михаилом Делягиным.

Похоже на создание саморегулируемой мафии

Юрий Пронько: Как вы можете прокомментировать это предложение Минфина?

Михаил Делягин: Страховой бизнес не очень прозрачен, он регулируется той же госпожой Эльвирой Набиуллиной (председатель ЦБ — ред.), и понятно, что у этого мегарегулятора, этого монстра ни до страхового рынка, ни до пенсионного руки не доходят.

Беспредел с ОСАГО мы видим, при этом нам рассказывают, что никакого беспредела нет, цены вообще не выросли или почти не выросли. Это нам говорят, глядя в лицо, отрицая реальность.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН: «СЛОВА КРАСИВЫЕ, НО ЗА ЭТИМ, БОЮСЬ, СКРЫВАЕТСЯ СОЗДАНИЕ ОЧЕРЕДНОЙ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ МАФИИ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что касается ДМС, то  люди убеждаются: бессмысленно ходить к врачам, которые не знают ничего, потому что профессионалов в ходе оптимизации здравозахоронения просто уничтожили как категорию. И нередко в кабинетах врачей сидят люди, которые даже в Москве, дай Бог, если понимают по-русски.

С другой стороны, мы видим разрушение системы медицинского образования. Мне рассказывают студенты-медики, как они сдают экзамены в Москве и сколько стоит зачёт.

– Вас эти цифры впечатляют?

– Цифры не очень впечатляют, но это – за каждый зачёт, за каждую самостоятельную работу. Причём это касается вузов, которые якобы всё ещё имеют какую-то репутацию и где-то кем-то котируются.

В этой ситуации очень часто люди сталкиваются с тем, что лечиться по интернету дешевле и лучше, потому что можно зайти в Гугл. Я не призываю заниматься самолечением, но в ситуации, когда даже в Москве вы лишены доступа к здравоохранению, вы можете заплатить деньги, и не более того.

– Вот это слияние для чего? Особенно понравилась фраза, что контролировать процесс будут «клиентоориентированные компании».

– Это ни о чём. Кто первый зашёл, тот и контролирует. Слова красивые, но за этим, боюсь, скрывается создание очередной саморегулируемой мафии. У нас руководителем Союза страховщиков до недавнего времени был Игорь Юрьевич Юргенс, который объяснял во времена товарища Медведева, что единственное, что мешает России нормально развиваться, это наличие ядерного оружия. Если его не будет – всем будет хорошо. Понятно, что после таких людей остались «эффективные менеджеры».

Картельный сговор и Минфин в роли лоббиста

– Но нельзя же так в открытую лоббировать интересы.

– Почему нельзя? У нас по всей стране идёт выжигание малого и среднего бизнеса в интересах крупных олигархических компаний. Есть закон о «медицинском сафари», по сути дела. МВД кричит, что нет, ничего такого на дорогах не будет, но в любом случае там огромные угрозы и с точки зрения развития коррупции именно в сфере здравоохранения.

Есть пять крупных страховых компаний, зачем вам шестая, а зачем вам десятая? Здравое зерно в этой схеме есть. Потому что если я покупаю полис дополнительного медицинского страхования, я как бы авансирую медицинские услуги. Соответственно, можно сделать так, чтобы у меня цена была чуть пониже, скидочка выходила, тогда мне это будет выгодно.

Но опять-таки вопрос качества этих услуг и того, кто же мне скидочку эту даст. Мы же знаем, как работают наши страховщики на примере ОСАГО и всего остального. При этом никто не контролирует злоупотребление монопольным положением.

– А где же ФАС? Это можно расценить как картельный сговор, разве нет? Причём лоббистом выступает Минфин.

– Антимонопольная служба может поскуливать в отдельных направлениях, но выступать против Минфина, выступать в сфере, которую регулирует госпожа Набиуллина?

Прости Господи, я конечно, сдержанно отношусь к ФАС, но если её руководитель выскажется против злоупотребления монопольным положением со стороны страхового бизнеса, он будет безработным через два дня, с волчьим билетом, а ещё и иноагентом его могут сделать до кучи.

А у нас, как я считаю, главная задача Банка России – это вывоз денег за границу, где их украдёт недобросовестный Запад.

Туда, где деньги работают, Набиуллину пустят только уборщицей

– А если поорать как следует, может, что-то и вернут?

– Может быть, но пока что из 300 миллиардов долларов замороженных денег Запад признал 80. Возможно, Запад хочет эти 80 миллиардов долларов отдать американцам, прогнав их через Украину, а остальные придержит в своих карманах. У них деньги работают.

– Компания Euroclear уже отчиталась, что получила €110 млн процентного дохода с удерживаемых под санкциями российских активов. 

– В Европе, в Штатах, в Англии деньги работают. А таких людей, как Набиуллина, в банки там пускают только в качестве уборщиц. Юдаевых же не пускают даже в качестве клиентов, потому что это опасно.

– Вот вы обидели главу ЦБ, трудоустроив её иначе.

– Как это обидел? Я ей комплимент сделал. Только честный, профессиональный и организованный человек может работать уборщицей в Банке Англии.

Пенсионная реформа кому-то не даёт покоя

Давайте обсудим следующую тему об очередном этапе пенсионной реформы. Учёные РАНХиГС Юрий Горлин и Виктор Ляшок считают, что если в будущем не будут выработаны и реализованы меры по повышению пенсий, то их уровень может стать «социально неприемлемым».

Чтобы исправить ситуацию, авторы предлагают в два раза повысить минимальный стаж для получения страховой части пенсии. А с 2035 года вновь приступить к повышению пенсионного возраста. Одновременно сократив, а позже и обнулив все досрочные льготные пенсии.

Необходимо повысить требования к страховому стажу, минимальный стаж для оформления пенсии по старости должен быть повышен с 15 до 30 лет на один год ежегодно с 2030 года. Эффект от этого станет ощутим к 2040 году, когда минимальный стаж для выплат достигнет 25 лет.

Напомню, академию народного хозяйства и госслужбы по прежнему возглавляет Владимир Мау, который не так давно проходил по уголовному делу, но была доказана его невиновность. После этого он уехал в Израиль, согласно официальной версии, но обратно до сих пор так и не вернулся. В 90-е годы Мау был левой рукой Егора Гайдара.

– Он политолог, он к экономике особого отношения не имеет, хоть и числится экономистом. Он писал Гайдару речи, писал всякие околонаучные статьи. А чего вы удивляетесь? У нас все люди, которые управляют экономикой и социальной сферой, намного б́о́льшие людоеды, чем эти учёные, которые просто в рамках своего либерального мейнстрима сказали то, что сказали.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН: В ЕВРОПЕ, В ШТАТАХ, В АНГЛИИ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ. А ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК НАБИУЛЛИНА, В БАНКИ ТАМ ПУСКАЮТ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ УБОРЩИЦ. ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Конечно, если у нас сейчас, условно, 30 миллионов человек не платят налоги, в том числе и в Пенсионный фонд, пенсионный кризис будет разрастаться, а значит, пенсии нужно отменять. Вот они и рассказали, как отменять пенсии. Причём с либеральной точки зрения это ещё очень гуманный подход.

На самом деле я думаю, что в РАНХиГС их заклеймили за неприемлемый гуманизм. Потому что когда повышали пенсионный возраст, то глава НИФИ давал интервью, в которых практически говорил, что вообще пенсии надо отменять. Это пережиток.

– Вы имеете в виду господина Владимира Назарова?

– Да, был там какой-то такой. Или есть. Его пока ещё не сделали заместителем министра, но думаю, что скоро им станет, потому что у него очень чёткие, очень конкретные взгляды, вполне нормальные с точки зрения глобального спекулятивного класса и его внутренней обслуги – Россия должна сдохнуть, ресурсы должны перейти цивилизованным странам.

Как у нас Набиуллина действует? Уже три года наши золотодобытчики не могут продать золото Банку России по рыночной цене. И если они не хотят быть ограбленными, им придётся продать золото нашим врагам на Запад.

Все на майдан! Надо снести Путина?

– Я прочитал и не поверил. В условиях нынешней турбулентности, в условиях СВО, давайте мы ещё страну поднимем на уши.

– Да, конечно. Все – на «патриотический» майдан, нужно снести Путина, к чёртовой матери, здесь должна быть Февральская революция! Кто будет Пиночетом, кто Керенским, кто Порошенко, кто Зеленским, определится потом.

Главное – воспользоваться антинародной социально-экономической политикой формально нашего руководства, иначе Запад сломается первым. Узнаёте план старика Киссинджера?

– То есть давление изнутри возрастает?

– Да, и сейчас вполне реальная ситуация, потому что люди и на фронте, и в тылу очень часто поставлены в такие условия, когда терпеть уже дальше невозможно. Даже если есть желание. И когда говорят: ребята, а вот если вы доживёте до 2035 года, тогда мы вас убьём.

Вы понимаете, что у нынешней системы нет 2024 года. Просто нет. В 2023 году ситуация изменится либо по-хорошему, либо по-плохому. Потому что есть запас прочности финансовый, есть запас прочности экономический. Но нет запаса прочности политического и психологического. Одно дело, когда вы пилили страну, а другое дело, когда вы пилите людей. Это разные вещи.

– Идём дальше. Глава Минфина Антон Силуанов официально признал, что дефицит бюджета по итогам 2022 года окажется у верхней прогнозной планки в 2 процента ВВП, а не 0,9 процента, как Минфин надеялся в сентябре. Глава ЦБ Эльвира Набиуллин, в свою очередь, предупредила, что расширение бюджетного дефицита будет означать более высокий уровень процентных ставок: «Если по бюджетному каналу поступление денег растёт, то для обеспечения ценовой стабильности может потребоваться сдерживание притока по кредитному каналу», конец цитаты. Снижение ВВП России в следующем году составит около 1 %, в свою очередь сообщили аудиторы Счётной палаты. Этот прогноз не предполагает новых стрессовых ситуаций для отечественной экономики, которая, по оценке Минэкономразвития, замедлилась в октябре до 4,4 % в годовом выражении. Сейчас продолжается период адаптации к текущим вызовам, заявляют чиновники, спад в экономике есть, но ситуация лучше, чем во многих странах, уже заявляют в федеральном правительстве. Согласно прогнозам Минэко, снижение ВВП страны в 2023 году на 0,8 процента, в ЦБ ожидают падения экономики в этом году на 3,5 процента, в следующем от 1 до 4 процентов.

Михаил Геннадьевич, я понимаю, что это даже не гадание на кофейной гуще. Но всё-таки Силуанов признал, что дефицит бюджета увеличивается. Два процента на самом деле не критическая ситуация, но это и не 0,9, как они думали в сентябре. У Набиуллиной всё хуже, она говорит, пошли все в пень по поводу кредитования и всего остального, это разгоняет инфляцию.

– Что говорит Набиуллина? Она говорит: мы вымариваем страну искусственно созданным денежным голодом. Хотя сама она это отрицает. Действительно, сейчас вынужденно монетизация повышается, она подползла с 50 % к 60 % ВВП. То есть всё равно в 1,7 раза меньше, чем это минимально нужно.

Но что такое бюджетный дефицит? Деньги через бюджет выводятся в экономику. Это значит, что деньги, которые были раньше заморожены в бюджете и привели к вымиранию каких-то элементов в экономике, теперь в экономику всё-таки возвращаются из Фонда национального благосостояния.

А это приведёт к тому, что в экономике появятся деньги. Значит, сколько денег бюджет в экономику дал, столько же мы через механизмы кредитные отберём. Потому что в экономике не должно быть денег. Экономика России не должна нормально существовать. Она не должна развиваться. Она должна дышать четвертью лёгких и тихо подыхать. Я понимаю это так.

При этом госпожа Набиуллина не понимает те вещи, которые в моё время изучали студенты: что увеличение денежной массы ведёт к инфляции только при достаточности денег. Здесь как с человеческим телом.

Если я нормального телосложения и не страдаю от ожирения, мне много есть не надо, меня нужно сажать на диету, мне нужно давать мало еды, соответственно, мало денег. Если я дистрофик, если я страдаю от голода, меня, наоборот, нужно умеренно, но кормить, увеличивая количество еды.

Правительство Маслюкова и Геращенко, который руководил Банком России, показали эту теоретическую вещь экспериментально. Когда вы в условиях нехватки денег увеличиваете денежную массу, это ведёт не к разгону, а к снижению инфляции. Потому что рост деловой активности ведёт к тому, что увеличение товарной массы растёт быстрее, чем рост денежной массы.

Но люди, которые всерьёз считают, что к росту цен ведёт рост предложения товаров, это осознать не в состоянии, для них это слишком сложно. Почему? Потому что у них есть целевая функция, у них есть задача любыми способами обосновать уничтожение отечественной экономики и вымаривание страны искусственно созданным денежным голодом.

Поэтому они будут нести вам любую околесицу с умным видом. Они будут громоздить любые псевдонаучные гипотезы, произносить любые слова, увольнять несогласных и даже сажать их в тюрьмы, объявлять их шпионами.

Но у них есть задача, в выполнении которой они отвечают перед глобально управляющим классом, отвечают перед совокупным Западом. И если им не удастся довести Россию до Майдана, до Февральской революции, то их не здесь посадят, их там посадят.

Если страну подолжат душить, всё станет хуже

– Ситуация будет ухудшаться?

– Если страну душить, будет ухудшаться. Вот если человека душить, его состояние улучшается или ухудшается? Ухудшается. А если его душить и при этом ещё и бить в ходе военных действий? Ещё больше ухудшается. По сути дела, нам запрещено развиваться, поскольку процентная ставка выше рентабельности большинства отраслей.

Мне зампред Банка России сказал, что кредит не должен быть общедоступным ресурсом развития, что кредит – это премия наиболее высокорентабельному, лучшему предприятию, это как переходящее красное знамя. А все остальные должны сдохнуть.

Вот это и есть структурная перестройка экономики. По-моему, это политику Набиуллина очень хорошо описывает. Правда, сама она говорит: нет-нет, я не такая, я жду трамвая.

– Они всё-таки рискнут дальше затеять пенсионную реформу, медицинскую реформу? После всех тех оптимизаций?

– Если они уже несколько раз это сделали, если они уже отняли у людей пенсионные права, отняли доступ к образованию, лишили их возможности лечиться, почему бы это им не сделать ещё раз? Слишком много людишек развелось.

Но ведь если вы что-то строите, для вас каждый человек – это ресурс, это центр прибыли. Даже если человеку за 80, он посидит с внуками и правнуками, пока его дети и внуки будут работать.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА