ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР/АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Страшный пожар в ТЦ «Мега» под Москвой стал символом того, что сейчас происходит с торговыми центрами в России. Они умирают. Динозаврам эпохи Великого Потребления нет места в новой пищевой цепочке. Но что делать с их исполинскими трупами – не сжигать же и в самом деле.

В России исчезает такая форма досуга, как семейный субботний поход в торговые центры – просто потому, что эти центры сейчас начнут массово закрываться. Царьград не видит причин лить слёзы, зато предлагает сделать далекоидущие выводы.

Дохнут сотнями

Грустная новость для бизнеса: большие торговые центры в России больше не нужны. Эксперты «Известий» полагают, что в ближайший год в стране может закрыться каждый второй ТЦ. Две сотни уже банкротятся или находятся в предбанкротном состоянии, скоро к ним присоединится ещё минимум сотня. Но этот апокалиптический прогноз вызывает двойственные чувства.

С одной стороны, закрытие бизнеса – это всегда потеря рабочих мест. В случае с ТЦ работу теряют охранники, уборщицы, безопасники, маркетологи, сколько-то менеджеров среднего и иных звеньев.

С другой – маниакальное стремление бизнеса и государства строить везде эти храмы потребления давно уже вызывало у вменяемых людей раздражение и недоумение. Раздражение – потому что человеку просто не нужно столько вещей, недоумение – потому что и раньше было понимание, что весь этот праздник жизни отнюдь не навсегда.

Ноль желающих

Причины очевидны. Это и уход щедрых зарубежных арендаторов. И резкий спад интереса к общепиту из-за финансовых проблем населения. И те же самые проблемы у арендаторов отечественных – прибыль снижается, оплачивать аренду нечем. Плюс расцвет онлайн-торговли – люди увидели, что те же самые вещи можно приобретать в Сети значительно дешевле (при всех рисках и недостатках этого способа покупок).

Бизнес-план «Сейчас вложусь в ТЦ и до конца жизни буду стричь купоны» провалился. И дело даже не в спецоперации: крах нездоровой экономической модели, построенной на раскручивании спирали потребления, неизбежен в любой стране, вопрос лишь в сроках. Даже глобально наша маленькая планетка просто не выдержит такой безрассудной траты ресурсов, какую западное общество позволяло себе в последние десятилетия.

Продать ТЦ в России сейчас невозможно. Крупнейший банк страны в октябре выставил на продажу 13 торговых центров в разных регионах от Сибири до Подмосковья, суммарный итог – ноль заявок.

Скорее всего, они будут обречены на банкротство или на какое-то перепрофилирование. Может быть, есть какие-то отдельные специалисты, которые готовы сотворить чудо, но это станет скорее исключением, чем возможным трендом,

– указывает «КоммерсантЪ». А давайте подумаем, куда деть теперь эти ненужные торговые центры или высвободившуюся из-под них территорию.

Что с того?

  • Понятно, что можно построить жильё, очередные человейники, но это тупиковый путь. В России и так засилье многоэтажек.
  • ТЦ можно перепрофилировать под малый бизнес производства и услуг со льготными ставками аренды; средний размер магазина вполне соответствует размеру парикмахерской или ателье. Ставки аренды – один из серьёзнейших тупиков на пути развития предпринимательства в России.
  • Современные ТЦ идеально подходят под организацию культурно-выставочных пространств. Как правило, тут есть места и для крупных форм, и для камерных экспозиций. Правда, храмов торговли у нас столько, что набрать на них достойной культуры весьма затруднительно. Зато есть богатая идея: создать в одном из них музей потребительского идиотизма. У входа гостей будет встречать исполинский айфон.
  • Для школ в современных ТЦ слишком много стекла и хрупких конструкций, а вот организовать в некоторых из них больницы вполне возможно. Размещали же ковидный госпиталь в автомобильном ТЦ «Москва».
  • Центры всё же можно отдать детям, но скорее не под школы, а под внеклассные занятия. Даже большевики, не отличавшиеся любовью к исторической памяти, в своё время открыли в кабинете Александра III в Аничковом дворце детский шахматный клуб, где преподавал Михаил Ботвинник. Отсеки для магазинов в пафосных ТЦ тем более подходят для организации разнообразных кружков. Здесь интересен опыт моего любимого Челябинска, где в торговых центрах уже сейчас организовывают специальные зоны. В ТРК «Фокус» будут проводиться мастер-классы, встречи с интересными людьми. Здесь можно будет поработать за компьютерами, поиграть в приставки, в настольные игры (футбол, аэрохоккей и т.д.). Все услуги будут предоставляться бесплатно, арендную плату с организаторов также не взимают – всё равно площади пустуют.
  • Имеет смысл учесть ещё один, куда более кощунственный коммунистический опыт – открытый бассейн на месте храма Христа Спасителя. Этого бассейна больше нет, и слава Богу, но вырыть плавательный котлован на месте, например, ТЦ «Европейский» или «Ереван Плазы» – идея однозначно богоугодная.

В общем, выбор есть. Будем выносить тот или иной приговор в каждом конкретном случае. А пока можно порадоваться свершившемуся:

Оргия потребления закончилась. Подсчитали – прослезились.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ