О проблемах, связанных со снабжением и материально-техническим обеспечением российских войск в зоне военной операции на Украине, и неудовлетворительной работе тыловых служб написано уже много, однако сейчас, когда на пороге зима, этот вопрос приобретает особое значение. Ведь от тылового обеспечения прямо зависят военные успехи нашей армии на украинском театре военных действий.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, огромное количество добра в армии, возможность его как-то утрясти и списать на учения дает тыловикам уникальные возможности.

«В советское время не зря говорили, что все, что создано народом, должно быть надежно защищено от прапорщиков. После 1991 года тыл начал разрушаться первым, поскольку появление коммерции, спроса на военные товары на свободном рынке создали условия для хищений. Когда коммерсанты массово зашли в минобороны, они вообще перестали думать о «зеленых человечках» и начались хищения денег. История с исчезновением 1,5 млн комплектов военной формы, о чем в Госдуме заявил депутат Андрей Гурулев, совсем не оригинальна. После первой чеченской компании на выделенные государством деньги тоже закупили негодную форму, которая намокала, и наши бойцы начинали болеть», – отмечает Кабанов в комментарии «Свободной прессе».

По его мнению, система госрезерва давно вышла из-под контроля, т.к. долгое время считалось, что воевать всерьез Россия не будет никогда.

«Сейчас нужно провести тщательный анализ схем, всех поставщиков, а затем пересмотреть условия военного заказа. Производить необходимое для армейских нужд желательно в России, а не в Китае. Это вопрос не только качества, но и национальной безопасности. Военные заказы имеет смысл размещать, например, как раньше, на ткацких фабриках в Иваново или в системе ФСИН. Помню, на форме, которую нам выдавали в армии, стояли клейма из этих учреждений. В армейской системе нелегко понять, кто что на каком этапе «стырил». Поэтому нужен отдельный многоуровневый контроль за тылом. Армейские начальники, контразведчики, прокуроры должны внезапно и перекрестно следить за сохранностью армейского имущества. Нужно ужесточить уголовную ответственность за хищения в военной сфере. Ведь если человек украл фуфайку на рынке — это полбеды, но если у солдата, то боец замерзнет», – считает Кабанов.

В свою очередь военный эксперт Владимир Прохватилов отмечает, что нужно не только налаживать мобилизационную логистику, но и логистику снабжения.

«Нужна ответственность, а не традиция, что система все прощает. Кое-кого пора снять со своих постов и судить. Пусть расскажут со скамьи подсудимых об исполнении своих должностных обязанностей. Или отправить их на фронт, на передовую, с понижением в звании, рядовыми бойцами в штурмовую бригаду. Посмотрите, как мобилизованы ВСУ, как они месяцами защищали Мариуполь. А мы на других участках фронта раз и ушли с позиций, затем перегруппировка, потом маневр. Конечно, жизни солдат надо беречь, а жизни мирных граждан, которые поверили России разве не надо беречь? Увеличение высшим военачальникам предельного возраста службы тоже не добавляет мотивации нижестоящим офицерам. К сожалению, кумовство в армии побуждает прислуживаться, а не служить», – говорит Прохватилов.

Вадим Волошин