ФОТО: YUANGENG ZHANG/GLOBALLOOKPRESS

Тема ракетного инцидента на территории Польши уже обглодана «акулами пера» до последней косточки. Однако на один из её аспектов всё-таки стоит взглянуть попристальнее. Речь идёт об украинской ПВО, удар которой по мирному польскому трактору стал далеко не единственной «перемогой» этого рода незалежных войск.

Что известно о случившемся

У ракеты 9М83 ЗРК С-300, принадлежащей силам украинской противовоздушной обороны и, по-видимому, «гонявшейся» за одной из русских крылатых «репараций», произошёл так называемый «срыв наведения на цель», и она решила слетать в Польшу. По несчастливому стечению обстоятельств, в финальной точке путешествия, неподалёку от городка Пшеводув, её встретил трактор «Беларусь» и, по сообщениям польских источников, двое местных жителей, которые погибли.

Владимир Зеленский мгновенно обвинил во всём Россию, призвав своих «союзников» из НАТО задействовать механизм 5-й статьи устава альянса и начать третью мировую войну.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, посоветовавшись с президентом Анджеем Дудой, созвал комитет Совета министров по вопросам национальной безопасности и обороны. В воздух поднялась польская авиация, а МИД вызвал «для дачи объяснений» русского посла Сергея Андреева.

США, немного «удивившись» такой самодеятельности, резко одёрнули своих вассалов и посоветовали им не спешить с выводами. Вскоре к мнению американцев присоединились ещё 6 стран – участниц Североатлантического альянса, а Реджеп Эрдоган прямо заявил, что ракета не является русской.

В общем, «идёт расследование», которое, судя по всему, скоро тихо замнут. Замнут именно потому, что «отличилась» Украина, а не Россия, и демонстративно обвинять Киев в военной некомпетентности никто не станет. А следовало бы.

Шляхом перемог

Практически ровно 21 год назад, 4 октября 2001-го, в 11:00 по московскому времени от ВПП израильского аэропорта Бен-Гурион оторвался Ту-154, принадлежащий авиакомпании «Сибирь». Курс – на север, в сторону Чёрного моря. Спустя 1 час 40 минут борт начинает готовиться к посадке в Сочи, чтобы после дозаправки отправиться в Новосибирск.

Примерно в это же время на командном пункте 96-й ракетной бригады ПВО Украины готовятся произвести учебный пуск, но оператор наведения случайно определяет пассажирский лайнер как тренировочную мишень и включает её радиолокационную подсветку. В 13:41 ракета комплекса С-200 стартует, а спустя три с небольшим минуты «тушка» пропадает с радарных экранов. 78 погибших.

А теперь перенесёмся в наши дни. 2 марта 2022 года над Чёрным морем вблизи украинской границы пропадает истребитель МиГ-21 ВВС Румынии. На поиски вылетает спасательный вертолёт IAR-330 Puma, но через 40 минут исчезает и он, а спустя некоторое время его горящие обломки обнаруживаются на побережье. Кто виноват? На этот вопрос можно ответить только тем, что на украинской территории неподалёку от места двух катастроф располагалась 14-я радиотехническая бригада воздушного командования «Юг» и три дивизиона С-300ПС 160-й зенитно-ракетной бригады ВСУ. Румыния, кстати, в ответ на их действия тактично промолчала.

Не прошло и 10 дней, как стало известно о новом инциденте. На этот раз в Хорватии, куда по неизвестным причинам улетел украинский оперативно-тактический разведывательный беспилотник Ту-141 «Стриж» ещё советского производства. Аппарат упал в Загребе, и без человеческих жертв обошлось только чудом.

Можно вспомнить и катастрофу в Броварах – 20 апреля 2000-го в одну из городских девятиэтажек попала «Точка-У», выпущенная с Гончаровского полигона в Черниговской области.

С небольшим отставанием от ракетчиков, но тоже «успешно», действуют и украинские чудо-моряки.

25 февраля – обстрел танкера Millenial Spirit, шедшего под молдавским флагом.

26 февраля – обстрел принадлежащего японской компании грузового судна Namura Queen.

3 марта – подрыв на мине и затопление эстонского сухогруза HELT.

9 ноября – подрыв на мине турецкого военного катера.

Игры Patriot’ов

А что же польская ПВО? А ничего… Генштаб Вооружённых сил Польши в ответ на некоторое недоумение фактом прилёта в страну незваной украинской гостьи поспешил выступить с заявлением, что ни одна система противовоздушной обороны ни одной армии мира не способна защитить всю территорию страны. Так-то оно так, но зачем тогда Варшава ещё в мае анонсировала намерение закупить у США шесть батарей американского ЗРК Patriot, который, при всей его разрекламированности, остаётся весьма посредственным оружием?

Так, ещё в 2019 году 88 этих комплексов, состоящих на вооружении Саудовской Аравии, не смогли предотвратить удар десятка хуситских БПЛА по одному из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Абкейке и по нефтяному месторождению Хураис. А годом ранее – не сумели отразить атаку баллистических ракет на Эр-Рияд.

Хотя решение Польши обзавестись именно американскими системами вполне понятно. Польша – не Турция, наплевавшая на интересы американского ВПК и вооружившая свою ПВО русскими С-400. Польша будет делать то, что ей велят из Вашингтона, и точка! Впрочем, мы бы им и не продали. Так считает военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов:

С-400 эту ракету сбил бы без вопросов. А «Пэтриот» крайне неэффективно показывает себя при работе по целям на малых высотах. Другое дело, что Польша – не та страна, которой мы продали бы наши «Триумфы». Турция же относительно независима в НАТО и в прочих вопросах. Пророссийской её политику назвать невозможно, но независимой – вполне.

Что с того?

Тут стоит повторить, что со дня на день об этом случае с украинской ракетой, убившей двух польских крестьян, все забудут. Кроме разве что самых оголтелых украинских сетевых изданий, которые с целеустремлённостью маньяков продолжат лить в мозги своей аудитории мысль о том, что «это Россия намеренно ударила по Польше». Пусть льют, там и так уже всё забито ненавистью. А России остаётся только воевать до победы. Чтобы выжечь эту ненависть.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС