ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА».

В России есть такое явление, как Platzkart. О нём иностранцы передают истории из уст в уста, с тревогой оглядываясь через плечо. Впрочем, есть целая категория людей, влюблённых в этот способ передвижения. Отвлечёмся от политиканов и дадим слово обычным людям, открывшим для себя путешествия по нашей стране в железнодорожном вагоне.

Что русскому хорошо – то иностранцу… сулит немалое удивление. Так коротко можно охарактеризовать впечатления граждан других государств, которым довелось хоть раз проехаться по нашим железным дорогам. Зарубежных гостей России невероятно удивляет то, что мы считаем очевидным: например, привычка запасаться в дорогу едой и щедро делиться ею с соседями, атмосфера всеобщего «братства» в плацкарте и прочие прелести железнодорожных путешествий.

Сибирские пейзажи для пассажиров

Путешествия по русским железным дорогам – всегда приключение как для нашего человека, так и для иностранца. Причём для последнего такие вояжи часто становятся источником неожиданных открытий о России. И после них турист превращается в натурального фаната железной дороги: например, англичанин Марк Смит, который много лет трудился в родной Великобритании в транспортном департаменте, по достоинству оценил удобства нашей Транссибирской железнодорожной магистрали.

Мужчина на своём тематическом сайте посвятил путешествиям на этом направлении отдельный большой раздел, советуя едущим в Россию иностранцам обязательно пользоваться услугами РЖД. Он подчёркивает, что это, во-первых, самый безопасный вид путешествия, а во-вторых, один из самых недорогих.

Транссибирская магистраль совершенно безопасна даже для семей или одиноких женщин. Ехать можно в любое время, так как магистраль работает круглый год. Естественно, в тёплые месяцы – с мая по сентябрь – самая лучшая погода и самый длинный световой день, поэтому путешествия наиболее популярны в это время. Зимой легче достать билеты, поезда хорошо отапливаются, а сибирские пейзажи красивы в снегу, но световой день будет короче, и разминаться на станциях или в городах будет холоднее. Во многих отношениях наименее привлекательной является слякотная оттепель в апреле,

– пишет Смит в своём авторском путеводителе.

Портал британца пользуется большой популярностью – нередко в Сети можно увидеть, как его рекомендуют в англоязычных соцсетях тем, кто выбирает лучший способ путешествий по России. На самом деле советы воспользоваться ж/д транспортом легко объяснимы, ведь после таких поездок иностранцы делятся совершенно незабываемыми впечатлениями.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ В РОССИИ — МИР, НЕОЖИДАННО ОТКРЫВШИЙСЯ ИНОСТРАННЫМ ГОСТЯМ. ФОТО: © NIKOLAY TITOV/GLOBAL LOOK PRESS.

Русские – дружелюбны, проводницы – прекрасны

Например, на популярном у американцев портале Reddit есть огромный тред, где люди делятся друг с другом воспоминаниями о российских железных дорогах. Часто сказанное туристами кажется забавным и даже диким. Впрочем, мы уже отмечали – что русском хорошо, то… Но вернёмся к репликам:

Несколько лет назад я воспользовался трансмонгольской железной дорогой. Одна из моих любимых поездок! Проводницы оказались прекрасны, но в поездах было слишком тепло (мы носили шорты и майки, когда на улице был снег). Два туалета на вагон. По утрам часто бывает большая очередь… Большую часть еды мы взяли с собой из Санкт-Петербурга (мы ехали по маршруту Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин). В каждом вагоне есть краны с горячей водой для чая/супа/и т.д.,

– пишет пользователь diddidly98.

Я немного поездил по России на поезде. Если есть возможность, бронируйте билеты заранее, так как они немного дешевле. Возьмите свою туалетную бумагу и немного воды в бутылках – в туалетах в поездах часто не хватает и того, и другого. Привезите немного еды с родины – русские любят делиться едой в дальних поездках. Это не должно быть чем-то слишком сложным – я обычно беру несколько упаковок печенья. Не ожидайте, что в вашем купе будет работающая розетка, но, вероятно, где-то в вагоне поезда она найдётся.

Не ждите, что там будет Wi-Fi. Не ожидайте, что кто-то будет говорить по-английски. Если есть возможность, попробуйте сделать несколько остановок в некоторых российских сибирских городах, на день-другой можно прервать поездку на поезде. Не путайте финских и российских пограничников. Я очень расстроил финского пограничника, спросив, не русский ли он,

– рассказывает Sadistic_Toaster.

Путешествовать на поезде по России безопасно как минимум последние 10 лет. Здесь нет коррупции в духе «дай мне денег, иначе я так или иначе причиню тебе неприятности». Люди, как правило, приятные, даже если поначалу выглядят мрачно. Помню, была дополнительная услуга, за которую я был очень благодарен. Иногда у проводника есть настоящая кофеварка. За небольшие деньги он или она приготовит вам приличный эспрессо, который очень приятно выпить по утрам.

Также проводник может помочь вам с заказом еды из настоящего ресторана прямо до купе. Это не еда из вагона-ресторана, а совсем другая доставка. Кстати, рестораны в поездах не всем понравятся. Но, скажем, вы останавливаетесь в городе на полчаса. Дежурный может заказать вам еду из ресторана по вашему выбору, и её доставят, пока поезд стоит,

– делится «лайфхаками» ukstv.

Я ехал из Лондона во Владивосток автобусом, паромом, автомобилем и, конечно же, поездом. Это была самая полезная поездка, которую я когда-либо совершал, а главным событием было путешествие по Транссибирской магистрали. Я также чувствовал себя на 100% в безопасности. На самом деле русские в поезде были очень дружелюбны, несмотря на то что я знал всего несколько русских слов. Сказав это, я думаю, что знание даже нескольких слов действительно помогло. Они видели, что я старался, потому что у меня был разговорник, и я не боялся валять дурака своим неправильным произношением,

– ностальгирует garlenlo.

КТО-ТО СРАЗУ ПРИНИМАЕТ ОБСТАНОВКУ В ПОЕЗДКЕ. А КОМУ-ТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ПУТЬ ПОКАЖЕТСЯ НАСТОЯЩИМ АДОМ. И ПЕРВЫЕ, И ВТОРЫЕ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПРИНИМАЮТ ВАГОН, КАК ВТОРОЙ ДОМ. ФОТО: © BULKIN SERGEY  NEWS.RU VIA GLOBALLOOKPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS.

Голодным и одиноким не оставят

Один из ведущих футбольных обозревателей, журналист The New York Times Рори Смит приезжал в Россию несколько лет назад на чемпионат мира по футболу – 2018. Ему пришлось проехаться и в наших вагонах, и даже для этого искушённого путешественника эта поездка оказалась событием, которое он освещал в своём аккаунте Твиттера*. Всего за одни сутки в плацкарте маршрутом из Екатеринбурга в Самару журналист получил массу впечатлений (хотя не все были приятными – например, ему сильно не понравился запах варёных яиц и солёных огурцов, которыми угощались его соседи).

Сам Смит не догадался взять с собой в дорогу еду, и наличных денег у него тоже не было. Может быть, поэтому варёные яйца вызвали столько раздражения. Но, к большому удивлению британца, попутчики сытно накормили его:

Лежу я на своём месте … и чувствую, что меня кто-то толкает. Женщина предлагает мне миску с огурчиками, помидорами, колбасой и хлебом и всем своим видом показывает, что я должен это съесть. Потом она достала кекс и тоже протянула в мою сторону. Я всё съел, это было потрясающе. Я поблагодарил женщину и показал, что мой живот полон. А она достала упаковку клубничных печенек. Прибегнув к помощи гугл-переводчика, я объяснил женщине, что ей ещё ехать дальше, а я наелся. Но она это проигнорировала и положила печенье мне в сумку.

Растроганный англичанин отметил, что в британском поезде подобного отношения никогда не увидишь, и посетовал, что «такого в прессе о русских точно не расскажут».

ОСОБЫЙ ШАРМ РУССКОГО ПОЕЗДА В ОДНОМ КАДРЕ. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА».

Ещё один журналист, на сей раз из крупной испанской газеты El Mundo, Хавьер Колас тоже путешествовал плацкартом во время ЧМ-2018. Вот его воспоминания:

В вагоне царит товарищеская атмосфера, в которой и куриные грудки, и водка – всё общее. При этом в плацкартах есть всё, кроме дверей. В этом практически открытом пространстве люди спят сами и уважают чужой сон.

А ещё, если быть совсем честными, иностранцев удивляют наши вагоны-рестораны: как оказалось, за рубежом в дороге пассажирам чаще всего предлагают блюда, просто разогретые в микроволновке. Поэтому для большинства из них ресторанная еда с пылу с жару оказывается приятным сюрпризом.

Ох уж этот удивительный плацкарт

А ещё большее открытие для иностранцев – это плацкарт. Как пишет портал Femmie, некоторые зарубежные гости, в первый раз попавшие в общий вагон, пугались, думая, что попали в «настоящий ад». Но душевная атмосфера очень скоро покорила и их!

Например, француз Александр Латца сперва оценил плацкарт как «спальный скотовоз с полками в два яруса». Но стоило ему завязать знакомство с попутчиками… Француз перед поездкой думал, что питаться будет в вагоне-ресторане, но до него попросту не дошёл. Соседи щедро кормили и поили иностранца, а его в итоге больше всего удивило, что по окончании поездки с него за это не взяли ни копейки. Ведь в родной Франции бесплатно угощать не принято. А Россия – щедрая душа, в чём француз удостоверился лично.

Англичанин Том Кларк вообще сделал вывод, что атмосфера российских поездов, особенно плацкарты, уже фактически часть национальной культуры страны: «Будто добровольные заключённые, пассажиры прекрасно знают правила поездок. Они преклоняются перед вагонными традициями». Отдельно Кларк признался, что был очарован подстаканниками (неудивительно, ведь англичане и чайные традиции – это отдельная история!).

Куда более критически настроенной оказалась американка Шэнон, проехавшая от Москвы до Адлера первым классом. Едва зайдя в плацкартный вагон, она чуть не забилась в истерике. Третий класс гражданка США назвала гигантским общежитием, а больше всего её поразили двухъярусные койки – их качество она посчитала «ужасным» и заявила, что она «не животное» и не смогла бы уснуть в таком месте. Шэнон, очевидно, одна из тех, кто испытывает неподдельный ужас от реальной жизни. Такие, как эта дама, о наших плацкартных вагонах даже пишут с большой буквы – Platzkart.

Немец Бьерн Эрик во время поездки в плацкарте по Транссибу был впечатлён суетой среди попутчиков, когда тем выдавали постельное бельё:

Проводница раздавала бельё, в связи с чем в вагоне начался хаос. 52 пассажира одновременно начали размещать под и над полками свой багаж, распихивать по пакетам и пакетикам вещи, которые пригодятся им в дневное и ночное время, и по-солдатски быстро расстилать матрасы. Потом вдруг всё вокруг разом успокоилось.

Эрик боялся, что ночью в такой массе людей обязательно найдутся те, кто храпит, но… когда плацкарт наполнился целым хором выводимых носом рулад, неожиданно для себя он оказался ими убаюкан и отлично выспался.

КСТАТИ ГОВОРЯ, ПЛАЦКАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ ВЫГЛЯДИТ ТАК. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА».

Вот и пойми этих иностранцев. То они пылают любовью к удивительным русским, то со всем чувством объявляют нам войну… Видимо, спасать надо бедолаг, освобождать, так сказать?

МАРГАРИТА МЕНЬШИКОВА