В другое время об этом музее в Киеве говорили бы много красивых и дежурных слов о дружбе, братстве и неразрывной связи двух народов — русского и украинского. Ещё бы — 12 ноября 2022 года музей отпраздновал бы 100-летие со дня основания. А основан он был к пятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Но в этом году ничего такого не говорили, потому что все сложилось против: уже и революция давно не в чести, и музея такого нет, и само упоминание о русскости под запретом. Жесточайшим, на грани репрессий и уголовного преследования.

Да-да, в процесс оскопления современной украинской истории попала именно Октябрьская революция, что, собственно, и предопределило, кажется, полный отрыв Украины от своих корней. Еще до госпереворота 2014 года в Украине было почти официально приказано «забыть», что сама Украина возникла в результате революционных событий в Петрограда в феврале и октябре 1917 года. То есть после Февральской буржуазной революции в Киеве самозародилась Украинская Народная Республика (УНР) на правах автономии в Российской республике. А после Октябрьской социалистической в октябре того же года 7 (20 по новому стилю) ноября самопровозглашенная Центральная Рада в Киеве провозгласила УНР в федеративной связи с Россией, чтобы уже 22 января 1918 года провозгласить полную независимость новой республики.

Но именно это-то и надо сейчас забыть – что большевики-коммунисты во главе со своим лидером Владимиром Лениным и стали «отцами»-основателями украинской государственности. Буквально с «оранжевой революции» 2004 года (первого удачного антиконституционного переворота в стране) в Украине начался четырехступенчатый поэтапный процесс исторического отцеубийства страны – декоммунизация, десоветизация, деколонизация и дерусификация.

Все это – отрицание любой связи с Россией и со всем, что происходило в неразрывной связи двух стран и двух народов. И тем более – искоренение любой памяти о людях, которые стояли у истоков появления Украины в начале ХХ века. Только одному Ленину в Украине разрушено до полутора тысяч памятников. Уничтожены и памятники всем его соратникам, в том числе и украинцам, которые с 1922 по 1991 год превратили УССР в десятую по экономическому потенциалу страну Европы.

Сейчас от того потенциала не осталось и следа, а в современных исторических экзерсисах дошло до парадоксов на грани дебилизма: нынешние укро-власти при любом удобном случае гордятся и напоминают, что Украина – основательница ООН. Но при этом не говорят, что произошло это благодаря «верному ленинцу» Иосифу Сталину, которого «оранжевый» президент Виктор Ющенко еще в 2009 году посадил на скамью подсудимых и пытался «пришить» ему дело о голодоморе 1932-1933 годов.

Суд длился почти год и в январе 2010 года согласился с выводами следствия, что по вине Сталина погибли почти 4 миллиона украинцев. Но наказание виновным суд не определил: судьи, по ходу, решили все же не позориться окончательно, и дело было закрыто сразу после оглашения вердикта. Зато стало известно, что Ющенко собирается инициировать создание Международного трибунала над преступлениями коммунизма.

Оно и понятно: «пацан», мнивший себя мессией, тогда второй раз шел на выборы, и ему нужны были те, кого от точно победил бы. Исторические покойники были самое то. В том же году тотально провальный Ющенко установил антирекорд всех президентов, которые баллотировались повторно, – набрал всего 5,45% голосов.

Но дело его осталось жить и после второго успешного антиконституционного госпереворота в 2014 году получило новую жизнь, еще более абсурдную и уже на грани психиатрических расстройств. В 2015 году коммунистическую идеологию не просто официально запретили, но уравняли ее с национал-социалисткой (гитлеровской). И под слом пошло все, что так или иначе было связано, напоминало или хотя бы ассоциировалось с коммунизмом и коммунистами.

Когда Ленины и коммунисты закончились, в ход пошла десоветизация – уничтожалось все, что связано было с советской властью. Затем началась «деколонизация» – освобождение от колониальной зависимости от России, которое вылилось сегодня в тотальную дерусификацию. Практически – в отмену русской культуры вообще. Достаточно вспомнить, что на днях в Киеве окончательно запретили русский язык в детсадиках. Но это полностью совпало с мировым мейнстримом на Западе, который начал практиковать «отмену России» сам и заказал эту напасть своим демократическим на всю голову «рабам» в Украине.

До 2017 года музей существовал под названием «Киевский музей русского искусства». Но в год 100-летия Октябрьской революции в тогдашнем киевские городские власти вспомнили, что именно Киевсовет является учредителем музея и в 1922 году создавал его как картинную галерею, которая только в 1934 году получила статус музея. И было решено переименовать музей русского искусства в Национальный музей «Киевская картинная галерея». Типа вернуть к первоистокам.

С этим «погонялом» музей и пришел к столетнему юбилею. И нет смысла даже напоминать, что еще 5 лет назад сотрудники музея пытались взывать к здравому смыслу дерусификаторов, напоминали о характере размещенной в нем экспозиции и писали, что основу коллекции музея положены национализированные художественные ценности. В первую очередь – основу составила коллекция семьи промышленников-сахарозаводчиков и меценатов Терещенко. Специалисты всегда указывали, что из частных коллекций Николы, Ивана, Федора Терещенко в Киевскую картинную галерею поступило не только самое большое количество работ, но и наиболее высокохудожественные произведения живописи, графики, скульптуры русских художников второй половины ХIХ века, со многими из которых члены семьи Терещенко были лично знакомы.

Все это начали собирать с 1919 года в специальный музейный фонд, значительную часть которого и составляли памятники и художественные ценности, относящиеся к русской художественной культуре. И в начале истории музея – в 1920-1930-х годах – в собрание музея поступили произведения, отобранные в музейных фондах Киева, Москвы и Ленинграда. И после художественные ценности были объединены самобытной стилистикой и тематикой, присущей представителям русской школы. А сам этот термин – «русская школа» – искусствоведческий, и применяют его к творчеству художников разных национальностей, которые получили художественное образование в учебных заведениях Москвы, Петербурга-Петрограда-Ленинграда.

И сегодня из любого справочника можно узнать, что в более чем 30 залах Музея русского искусства до сих пор собраны более 12 тысяч предметов искусства, перечень авторов которых впечатляет: Дмитрий Левицкий, Василий Тропинин, Валентин Серов, Василий Перов, Владимир Маковский, Виктор Васнецов, Илья Репин, Марк Антакольский, Василий Верещагин, Михаил Врубель, Николай Ге, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Николай Ярошенко и т. д.

Из советского искусства русской школы там представлены работы художников Бориса Иогансона, Сергея Герасимова, Бориса Ряузова, Семена Чуйкова, Дурды Байрамова, скульпторов Ивана Шадра и Сергея Кольцова.

И потому совестливые и профессиональные работники музея настаивали: «Наличие такого большого материала в Киеве объяснялось процессами, которые происходили в культурной жизни города в конце XIX – начале XX столетия, коллекционерской деятельностью киевлян, экспонированием передвижных художественных выставок, открытием городского музея и т. п. Позже в него поступали соответствующие произведения из музейных фондов Москвы, Ленинграда и Союза художников. Первое название музея – традиционный выбор того времени. Таким образом, исключение из названия музея определения «русское искусство», которое указывает на состав коллекции, является некомпетентным».

Но их, разумеется, не послушали тогда. А сейчас и подавно – могут даже подвергнуть репрессиям за «потакание агрессору». Хотя если честно, то своего пика идиотизма отмены русской культуры в Киеве достигал и без спецвоенной операции (СВО) России в Украине. Уже в январе текущего года все же собирались отметить 100-летие этого музея-галереи. Выпуском альбом-каталог с работами… украинских художников. Да-да, никаких русских, только УКРАИНСКИХ (выделено мною. – Авт.), тех, чьи картины теперь представлены в переименованном музее.

В итоге альбом презентовали с тремя вариантами обложки, при оформлении которых использовали работы двух известных русских художников (Ивана Айвазовского и Владимира Маковского) и одного современного украинского – Анатолия Криволапа. На обложку попала репродукция его картины «Украинский пейзаж».

Честное слово, это не я придумал фамилию художнику. Не я сравнивал и ставил его в один ряд с Айвазовским и Маковским. Равно как и не я отбирал его картину на обложку альбома-каталога. Юбилейного альбома!

Все это «художество» генеральный директор «Киевской картинной галереи» Юрий Вакуленко, весьма сервильный малый, при котором с его согласия и было осуществлено переименование музея, предвосхитил так: «Работая над изданием, мы рассуждали над современным видением музея как институции XXI века – динамического, интеллектуального, интересного разным поколениям и социальным группам; музея, что дышит в унисон со всей страной. Именно поэтому нам так важно развивать свою коллекцию, и мы благодарны художникам за сотрудничество и помощь в наполнении собрания невероятными произведениями».

И тут можно только добавить, что в альбом-каталог к 100-летию обезличенного экс-музея русского искусства вошли представлены 550 экспонатов из коллекции «Киевской картинной галереи»: Тиберия Сильваши, Виктора Сидоренко, Александра Бабака, Олега Тистола, Николая Маценко, Петра Бевзы, Николая Журавля, Ивана Марчука, Андрея Чебыкина, Михаила Гуйды, и, конечно же, – куда ж без него? – Анатолия Криволапа.

А че? Может, именно Криволап с его видением украинских пейзажей – это символ современного украинского искусства, свободного от «дегенеративной русскости агрессора». На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Но должны же быть хоть санитары…

И слава Богу, что к 100-летнему юбилею Музея русского искусства хоть улицу, на которой он стоит, не переименовали. Как начиналась она как Алексеевская (1861–1900) и называлась Терещенковской в 1900-1919 и в 1941-1943 годах, так снова и называется с 1992 года. А до этого и в разных промежутках времени носила имя то революционного демократа Александра Герцена (1919), то революционера-большевика Григория Чудновского (1919-1941 и 1944-1955), то великого русского художника Ильи Репина (1955-1992).

Хотя – тоже парадокс – в 1992 году именно Терещенковская стала первой ласточкой дерусификации: имя Репина у нее отобрали» в пользу упомянутой выше семьи Терещенко, которая там жила и там же собирала произведения искусства. Может, как карма какая-то особенная. Ведь Мишель Терещенко, внук Михаила Терещенко, министра финансов Временного правительства 1917 года, в 2003 году вернулся из Франции, получил украинское гражданство и в 2015 году стал внезапно мэром небольшого городка Глухов в Сумской области (бывшей «столицы» терещенковской империи) и пообещал превратить его в капиталистический и одновременно украинский образец. И кое-что у него там получалось. До СВО. Во всяком случае он чуть ли не лично сносил в Глухове памятник Ленину и устанавливал на его место памятник молодому Тарасу Шевченко.

А еще Мишель, ставший Михаилом, основал Фонд наследия Терещенко, задачей которой является поддержка текущей деятельности в зданиях, построенных до революции представителями рода Терещенко в Киеве и Глухове. Вот такая вот история кривых зеркал, непредсказуемых зигзагов и мозга, разжиженного идеологией ненависти, в современной Украине.

Владимир Скачко