ФОТО: DONSKARPO/SHUTTERSTOCK.COM

Пленарное заседание Валдайского клуба 27 октября мгновенно стало историческим. Владимир Путин произнёс сегодня, возможно, самую важную свою речь, обращённую ко всему человечеству. Он объяснил, каким Россия хочет видеть мир.

Пересказывать Путина почти бессмысленно, потому что сегодня важным было каждое слово. Можно разве что выделить из числа безусловно важных – грандиозные, великие мысли. Часть из них президенту подсказали цитаты великих русских философов.

Слепой Запад

Путин цитировал Александра Солженицына.

Для Запада характерно длящееся ослепление превосходства.

Солженицын говорил это ещё в 1978 году, во время первой холодной войны, в существовавшем тогда биполярном мире. Путин указывает, что в наше время замеченное Солженицыным ослепление стало главной характеристикой всей деятельности Запада по отношению к России и всему миру. Запад считает, что обладает глобальной властью, и потому, говоря о правилах, считает возможным действовать вообще безо всяких правил. Эти действия Запада уже привели к глобальному кризису, который затронул всё человечество – кризису не только военному, но и экономическому, и культурному, и гуманитарному. Стремясь доказать своё превосходство, Запад играет на обострение, говорит Путин. Она разжигает войну на Украине, он провоцирует Китай на Тайване, он дестабилизирует мировой продовольственный рынок. Для чего? Чтобы сохранить свою власть.

Запад мыслит свою власть только как абсолютную. Запад не собирается терпеть никакого разнообразия ни политических систем, ни экономик, ни образов жизни. Запад действует так, как предсказал Фёдор Достоевский в романе «Бесы», говорит Путин.

Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом.

Безграничный деспотизм Запада проявляется и в том, что «старая Европа» оказался лишена субъектности, стала бессловесным вассалом США. И в том, что, приходя на открытые для него рынки, Запад уничтожает местные производства и целые отрасли. И в том, что, заявляя об игре по правилам, Запад на самом деле нивелирует любые правила, оставляя за собой только право сильного. Право уничтожать всех, кто с ним не согласен.

Цивилизация потребления

Путин цитирует Александра Зиновьева:

Для выживания западной цивилизации необходима вся планета и все ресурсы человечества.

Но человечество не должно жить ради выживания Запада. У человечества другие цели и задачи. Однополярному миру на наших глазах приходит конец, говорит Владимир Путин. Новый мир будет конгломератом разных цивилизаций, у каждой из которых собственные традиционные ценности.

В этом коренное, важнейшее отличие миропонимания, которое предлагает Россия, и миропонимания Запада. Наши традиционные ценности – разнообразны. И мы свои никому не навязываем, мы считаем, что у каждой цивилизации могут быть свои. В мире могут возникать новые общественные модели, более эффектные, чем западная, говорит Путин. И это нормально.

В этой точке своей речи Путин производит собственную великую мысль, достойную самых значимых русских философов. Он говорит: 

Традиционные ценности – это не фиксированный свод постулатов. В каждом случае они неповторимы, потому что вытекают из культуры конкретного общества. Поэтому традиционные ценности невозможно навязать. Их нужно просто уважать. Таково наше понимание традиционных ценностей.

С этим пониманием возможно развитие человечества, не похожее на тот путь, который навязывает ослеплённый собственным ложным превосходством Запад. Путь, на котором Запад утрачивает свою гегемонию – но мы начинаем диалог с подлинным традиционным Западом, с которым у нас много общего со времен античности. Путь, на котором взаимодействуют разные цивилизации, которые создают общий и безопасный мир, оставаясь непохожими друг на друга.

Здесь Путин приводит ещё одну цитату – из великого основателя цивилизационной теории Николая Данилевского. 

Прогресс не в том, чтобы идти всем в одном направлении. А в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества.

Места всем хватит

Всё это поле огромно, и места на нём хватит всем, каждой цивилизации и каждой традиции. Их единство на прекрасной земле будущего должно заключаться в их непохожести. Их непохожесть друг на друга – основание подлинной свободы. В отличие от той «свободы», на которой Запад настаивает сегодня, «свободы» в которой всегда права лишь либеральная демократия. В новом мире, который мы строим, на место либерального диктата должны прийти единые для всех закон и право.

Единство не строится по команде «будь как я». Оно формируется с учётом мнения всех.

– утверждает президент России и предлагает это новое единство – как мечту – всему человечеству. И уточняет:

Запад не способен единолично управлять человечеством. Большинство народов мира не хочет с этим мириться. В этом основное противоречие новой эпохи. Смена вех – процесс болезненный, но естественный. Будущее мировое устройство формируется на наших глазах. Мы должны выслушать всех, не навязывая никому единой истины. Так мы построим симфонию человеческой цивилизации.

С этим невозможно и не нужно спорить. Это очевидно. И это понимает всё больше и больше разумных людей.

АНДРЕЙ ПЕРЛА