ФОТО: DENNIZN/SHUTTERSTOCK.COM

Норвежский Нобелевский комитет (ННК) уже не в первый раз демонстрирует, что является структурой на службе коллективного Запада, а теперь ещё – и частью мировой русофобской кампании.

Что за люди в Голливуде?

Словосочетание «Нобелевская премия мира» надо давно уже брать в кавычки и предварять словами: так называемая. Особенно после объявления последних лауреатов – одиозной российской организации «Мемориал»* (признана иноагентом в России), какого-то украинского «Центра гражданских свобод» и белорусского «правозащитника» Алеся Беляцкого.

Чтобы долго не объяснять, почему на этих трёх субъектах остановил свой выбор Норвежский Нобелевский комитет, приведём заявление по этому поводу премьер-министра страны Йунаса Гара Стёре. Он подставился сам и подставил ННК, сказав:

Надеюсь, что российские власти прочтут доводы Нобелевского комитета и примут их близко к сердцу.

То есть он признал, что решение ННК было исключительно антироссийской акцией.

Дополнительной приправой к этому русофобскому блюду были и другие заявления. Ещё один известный норвежец, генсек НАТО Йенс Столтенберг написал в своём аккаунте в соцсети:

Право говорить правду власти имеет основополагающее значение для свободных и открытых обществ.

Этот циник и, похоже, тайный педофил Столтенберг говорит о «правде»?

Нобелевский комитет признал беспрецедентное мужество женщин и мужчин, противостоящих автократии… Они показывают истинную силу гражданского общества в борьбе за демократию,

– заявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Ну и, конечно, не остался в стороне и Эммануэль Макрон:

Алесь Беляцкий, «Мемориал»* и Центр гражданских свобод – стойкие защитники прав человека в Европе. Как миротворцы, они могут рассчитывать на поддержку Франции.

Кто бы сомневался! Норвежский Нобелевский комитет уже давно вызывает вопросы своими решениями. Многие, видимо, из деликатности и уважения к лауреатам других Нобелевских премий, в частности, в области научного знания, присуждаемых Шведской академией наук, не решаются на резкие выражения по поводу Норвежского Нобелевского комитета.

По завещанию Альфреда Нобеля, «комитету, избираемому норвежским стортингом» (парламентом), было дано право выбирать «того, кто больше или лучше других потрудился для укрепления братства между народами, для расформирования или сокращения действующих армий, а также для учреждения и проведения мирных конгрессов». Научные Нобелевские премии оставим пока в покое. А вот с Норвежским Нобелевским комитетом можно уже не церемониться.

Кого берут в «космонавты»?

Что такое этот Норвежский Нобелевский комитет? Кто пристально наблюдает за деятельностью ННК – а мне это доводилось делать в силу многолетней работы в Норвегии – кристально ясны несколько вещей.

Во-первых, избрание в ННК – это подковёрная возня норвежских политических партий и лиц, которые считают исключительно делом личного престижа занять место в комитете.

Во-вторых, избрание в ННК, которое, по завещанию Альфреда Нобеля, должен осуществлять стортинг, вовсе не предполагает избрание лиц, действительно достойных, зарекомендовавших себя как борцы за мир во всем мире. Напротив, в ННК избираются люди, никому в мире не известные (или известные узкому кругу норвежских политиков), и только из норвежцев. И эти никому не известные деятели, исходя только из собственного разумения, выбирают лауреата Нобелевской премии мира.

А весь мир это приветствует. Не абсурд ли? Кто-нибудь задавался вопросом о моральных, этических, в конце концов, умственных качествах членов ННК? А между тем сегодня это персонажи, как и все норвежские политики, – сторонники т. н. «гендерной идеологии», упраздняющей природные мужской и женский пол и предполагающей вместо них десятки «гендеров», признающей понятия «родитель 1» и «родитель 2» вместо «мама» и «папа».

В результате выбора, сделанного такими персонажами, среди лауреатов Премии мира появились такие фигуры, как Барак Обама (дали премию авансом – «за будущие заслуги»), Генри Киссинджер (ответственный за войну во Вьетнаме), вице-президент США Альберт Гор (получивший премию вообще ни за что), Михаил Горбачёв, получивший премию – скажем прямо – за развал собственной Родины, и т. д. 

Вопреки воле Нобеля

В-третьих, Альфред Нобель не писал в завещании, что членами ННК должны быть только норвежцы. Ранее некоторые норвежские деятели в целях поднять престиж ННК требовали, чтобы членами комитета становились иностранцы, зарекомендовавшие себя во всем мире как истинные борцы за мир. Но про это предложение уже никто не вспоминает.

В результате в наше время, как и раньше, членами ННК становятся бывшие члены стортинга или правительства Норвегии, формально уже не имеющие отношения к власти, но на самом деле продвигающие интересы Норвегии и западного мира в своих решениях. Это выдаётся за объективность. А Россия, как и весь мир, по-прежнему смотрит на ННК как на истину в последней инстанции, а на лауреатов Нобелевской премии мира – как на истинно достойных людей. Это чистой воды «разводилово».

В этой связи очень важно мнение самих норвежцев. Фредрик Хеффермел (Fredrik S. Heffermehl) – один из немногих норвежских историков и публицистов, который позволяет себе критиковать ННК, – задавался вопросом:

Как долго ещё Нобелевский комитет будет издеваться над идеей Нобеля?

Свои взгляды Хеффермел подробно изложил в своей книге «Воля Нобеля» (Nobels vilje), изданной ещё в 2008 году. В последние годы, пишет публицист, члены ННК игнорируют волю Нобеля и не придерживаются духа его завещания. И вообще, напоминает он, ННК должен подчиняться шведским законам, а не норвежским (поскольку на момент написания Нобелем завещания Норвегия была частью Швеции), но ННК это игнорирует.

Хеффермел напоминает, что с 1948 года выбор членов Нобелевского комитета был делегирован парламентом Норвегии (вопреки предписанию в завещании Нобеля) основным политическим партиям страны. По словам Хеффермеля, «норвежские политические партии использовали членство в Нобелевском комитете как награду для заурядных политиков в знак признания их заслуг», а не выбирали беспартийных людей с реальным опытом работы в защиту мира.

Кроме того, Хеффермел, будучи противником членства Норвегии в НАТО, приходит к выводу, что широкий пронатовский консенсус среди норвежских политических партий исказил смысл присуждения Нобелевской премии мира. Это, говорит Хеффермел, противоречит желанию Альфреда Нобеля отказаться от военных институтов.

Завещание Нобеля

Завещание шведского учёного и предпринимателя Альфреда Нобеля было обнародовано в январе 1897 года, после его кончины 10 декабря годом раньше. Парадоксально то, что Нобель – изобретатель динамита – в своём завещании, кроме премий по ряду отраслей научных знаний, которые присуждаются в Швеции, предложил также присуждать и премию мира. До сих пор неясно, почему Нобель, как было сказано выше, изъявил желание предоставить право называть лауреата этой премии комитету из пяти человек, которых доложен избирать норвежский стортинг.

Так или иначе, но свалившийся на норвежцев жребий сегодня почему-то позволяет им видеть себя непогрешимыми экспертами с исключительным, только им данным правом называть «самого лучшего в мире миротворца». За какие заслуги у них такое право – норвежцы и сами не ответят. Одним из принципов деятельности Норвежского Нобелевского комитета является его полная независимость. Однако именно его независимость в разные годы ставилась и до сих пор ставится под сомнение. А в последние годы выбор Нобелевского комитета вообще часто вызывал если не брезгливую, то снисходительную улыбку.

Клуб «избранных»

Однако членов Норвежского Нобелевского комитета, которые ощущают себя неким «клубом избранных», трудно упрекнуть в отсутствии понимания собственной значимости. Давно замечено, что не только их, но и всю Норвегию распирает от гордости за то, что именно им выпало право выбирать «самого лучшего борца за мир».

И тот факт, что выбор лауреата премии мира происходит на норвежской земле, даёт многим норвежцам основание приписывать своей стране роль «высшего морального судьи» над всем остальным миром. Но с этим можно было бы смириться. Но теперь Норвежский Нобелевский комитет стал просто винтиком в мировой русофобской кампании. У Нобеля в завещании этого точно нет.

___________________________________________________________________

*Правозащитный центр «Мемориал» был признан в России иноагентом и ликвидирован по решению Верховного суда

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ