ФОТО: KREMLIN.RU

Визит президента Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Россию нацелен на «достижение эффективных политических решений» кризиса на Украине. Так официально сообщает МИД страны о предстоящих 11 октября переговорах лидера ОАЭ с президентом России Владимиром Путиным. Но эти «эффективные решения» очень не понравятся США.

О чём будут говорить?

Ни сегодня, ни завтра мы, вероятно, не услышим официальных заявлений, о чём конкретно говорили Владимир Путин и Аль Нахайян. Сначала посмотрим, как официально преподносятся переговоры лидеров России и ОАЭ.

Визит Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Россию (…) пройдёт в рамках постоянных усилий ОАЭ по достижению безопасности и стабильности в регионе и мире, а также по укреплению плодотворного и конструктивного сотрудничества со странами (…) и по взаимодействию со всеми вовлечёнными в кризис на Украине сторонами для достижения эффективных политических решений,

– говорится в заявлении МИД ОАЭ, которое цитирует агентство ТАСС. В документе сказано, что «на двусторонних переговорах будут рассмотрены последние события, связанные с кризисом на Украине, поскольку ОАЭ стремятся к снижению военной эскалации, уменьшению гуманитарных последствий и достижению политического урегулирования в интересах глобального мира и безопасности».

Поверхностный анализ

Первые выводы, которые напрашиваются сами собой: во-первых, этот визит совершается скорее по инициативе ОАЭ, чем по нашему желанию; во-вторых, президент Эмиратов, по крайней мере внешне, выполняет роль посредника в диалоге между Москвой и силами, которые противостоят России на Украине.

Британская Financial Times со ссылкой на «источники, знакомые с нынешней позицией ОАЭ», пишет, что, мол, Аль Нахайян может «разумно поговорить» с Путиным и «остановить дрейф к ядерной конфронтации». Иными словами, официальные арабские источники и предпочитающие оставаться в тени западные информаторы фактически говорят о том, что визит президента ОАЭ – это и есть тот самый диалог между Россией и Западом, который сейчас не может состояться напрямую по ряду объективных и субъективных причин.

Из источников, приводимых Financial Times, понятно, как трактуется опасность ядерного конфликта: Россия, мол, «угрожает нанести ядерный удар по Украине». Запад пытается заранее снять с себя всякое обвинение в нагнетании угрозы ядерной войны. И визит президента ОАЭ – применительно к ситуации на Украине – может рассматриваться исключительно как очередное мероприятие западной PR-кампании по убеждению международного сообщества в том, что ядерная угроза исходит исключительно от России. Американцы и британцы могут как угодно трактовать ситуацию и даже делать вид, будто президент ОАЭ действует по их плану.

Не будем отрицать, что стороны обязательно поговорят о ситуации на Украине, и Аль Нахайян выскажет некие миролюбивые пожелания. Но у этого визита есть и другая сторона, о которой западная печать предпочитает молчать.

Нетайное знание

Нет никакого секрета в том, что сегодня ОАЭ, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива ищут себе друзей на Севере. Они увеличивают дистанцию от мирового гегемона, который своей наглостью и безмерной жадностью может довести до белого каления даже самых терпеливых союзников, каковыми и были для США страны Залива ещё до недавнего времени.

Такой вывод основан на том, что на недавнем заседании стран – участниц картеля ОПЕК+ было принято решение, поддержанное прежде всего Россией, а также Саудовской Аравией и другими странами Залива, о сокращении мировой добычи нефти. Мы бы охладили пыл ура-патриотов, готовых заявить, что Эмираты и саудиты стали нашими закадычными друзьями. Нет, арабские шейхи и эмиры оценивают ситуацию исключительно с точки зрения того, насколько их карман станет толще или похудеет. Это просто про бизнес.

Правда, в нынешней глобальной ситуации, когда весь мир находится в состоянии турбулентности и когда бизнес любой страны и доходы от него напрямую зависят от военно-политической ситуации, может возникнуть нечто более крепкое, чем деловое партнёрство. А когда твоему состоянию и бизнесу есть прямая угроза – а для арабов это равносильно смерти, – тогда они склонны назвать другом того, кто готов от этого защитить.

ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар и иже с ними защищаются от притязаний Вашингтона и замерзающей Европы, способных уменьшить их доходы от экспорта энергоресурсов. Похоже, что Россия рассматривается нашими гостями с Аравийского полуострова как партнёр, который заслужил звание кандидата в друзья.

По крайней мере и Россия, и страны Залива, в частности, ОАЭ, могут рассчитывать на взаимные доверительные отношения, если уж они приняли на заседании ОПЕК+ такое совместное решение, которое как нож в горло президенту Байдену и его вассалам в Европе. Ведь формально последнее решение ОПЕК+ выглядит так, что арабы-производители энергоресурсов встали на сторону России. И это тогда, когда президент Байден, немецкий канцлер Шольц, прочие лидеры и эмиссары коллективного Запада лично приезжали на поклон в Саудовскую Аравию и другие страны Залива и просили дешёвых энергоносителей. И ничего не получили, кроме… традиционного восточного гостеприимства.

После завершения заседания ОПЕК+ все на Западе говорят о шокирующем решении саудитов согласиться на снижение добычи нефти, подчёркивая тем самым ведущую роль Эр-Рияда в мировом нефтяном бизнесе. Но поскольку эта инициатива была одновременно и российской, то вполне вероятно, что ОАЭ хотят обеспечить себе с помощью России равноценное место на этом поле и на равных с саудитами и Россией, согласованно принимать решения по экспорту нефти.

Что с того?

Энергетический кризис, который спровоцировали США и Европа своей санкционной политикой в отношении России, объективно играет на руку экспортёрам энергоресурсов и, в частности, Саудовской Аравии, Объединённым Арабским Эмиратам, Катару и другим. Эти страны получили сегодня в свои руки невероятные сверхдоходы и рычаги управления Западным миром. И трудно представить, что они захотят вскоре с ними расстаться.

Да, о ситуации на Украине на встрече с Путиным можно поговорить. Можно сделать миролюбивые и дипломатичные заявления. Можно даже передать Путину некие сигналы от США, Великобритании и других страдающих от холода «партнёров», если таковые были посланы. Но президент ОАЭ не сможет и не захочет вмешиваться в ситуацию на Украине в той степени, в какой это может повредить благосостоянию его страны.

Более того, его визит в Россию, встреча с Путиным – после разгромного для США заседания ОПЕК+ – это очередное унижение США и очередная пощёчина лично президенту Байдену.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ