Мобилизация в Белоруссии не проводится. Но, безусловно, решение о российской частичной мобилизации стало топ-новостью и для белорусов. Лукашенко не мог обойти стороной обсуждаемую тему и высказал своё видение.

Президент Белоруссии ещё за день до выступления Путина чётко заявил: «Если мы с Россией, значит, мы с Россией. Мы создали оборонное пространство, у нас общие вооружённые силы фактически. Наша армия на острие. Действует региональная группировка. И пусть никто там нас не критикует и не делает из этого каких-то не то фейков, не то чрезвычайных заявлений, что ах, ох, там вот Лукашенко, российские войска и прочее. А что тут удивительного? Мы давно об этом заявили. Уже, наверное, лет двадцать, как мы договорились об этом».

Выступая на публичной части встречи с госсекретарём Совбеза генералом Вольфовичем, Лукашенко фактически подтвердил, что белорусские войска продолжают быть фактором сковывания части украинских сил севернее Киева. Он подчеркнул, что таково обязательство перед союзниками. Одновременно это и в интересах Минска – защищать свою территорию от возможных вторжений. Обстановка остается непростой и со стороны Польши. Здесь также белорусские войска и защищают свою страну, и являются дополнительным сдерживающим фактором.

«Ситуация очень серьёзная. Я бы даже сказал опасная», – признал белорусский президент.

Лукашенко и Вольфович обсудили обстановку и возможные поправки в концепцию нацбезопасности, и уже на следующий день белорусский генерал в Москве встречался с Патрушевым. Источнник фото: president.gov.by

Лукашенко и Вольфович обсудили обстановку и возможные поправки в концепцию нацбезопасности, и уже на следующий день белорусский генерал в Москве встречался с Патрушевым. Источнник фото: president.gov.by

Похоже, союзники согласовали свои действия, не исключено, что и заявления, заранее. Лукашенко провел встречу с Вольфовичем. Уже утром следующего дня (в Москве и Минске сейчас один часовой пояс) транслируется обращение Путина по поводу частичной мобилизации. Далее становится известно, что Вольфович и его заместитель в Москве. Там проходит встреча с Патрушевым. Естественно, широкой публике подробностей этой встречи не раскрывают. Очевидно,   что союзники сверяют часы перед возможным «повышением ставок» со стороны НАТО.

А что говорил Лукашенко о возможности мобилизации в Белоруссии? Посещая мемориальный комплекс «Хатынь», где сейчас идёт реконструкция, он дал такой комментарий: «Не будет никакой мобилизации. Мы не собираемся мобилизовывать».

Это совершенно не означает, что союзник каким-то образом «сливается». Глава Белоруссии напомнил о постоянных учениях, сборах «запасников» и других подобных вещах. В республике создают дополнительные резервы. К примеру, не так давно решили, что общество охотников, в случае чего, может быстро встать под ружье. Ведь это ружье есть каждого члена общества, а во главе объединения – бывший министр внутренних дел с опытом службы в разных силовых структурах: от советского военно-морского флота до белорусского КГБ. К тому же он выходец с Донбасса.

Конечно, на фоне укрепления силового блока и резервов змагарские ресурсы из-за рубежа вовсю качают «зраду» (белорусский вариант – «здрада»). Задача такая же, как у российских «медуз» и «невзоровых», – подорвать веру в российскую армию и союзников в целом. Но обращать излишнее внимание на это не стоит. Как бы ни была важна информационная работа, основную роль играют силовики. Всё зависит от успешности спецоперации и усиления спецорганов в Белоруссии и России.

Головченко в Уфе. Источник фото: Ошмес

Головченко в Уфе. Источник фото: Ошмес

На экономическом треке движение ускоряется. Лукашенко скоро намерен встретиться с Си Цзиньпином. Без сомнений речь будет идти о взаимной торговле. Ну а на российском направлении стало больше реальных дел. Премьер Головченко побывал в Уфе и Казани. Поездка не была ознакомительной, а вполне конкретной. В башкирской столице он открыл центр продаж и сервиса техники МАЗ.

Важно, что теперь там представлена полностью отечественная продукция. За короткое время удалось заместить все импортные детали. Использованы комплектующие российского и белорусского производства. То, что так давно призывали сделать сторонники тесной промышленной интеграции (в том числе нынешний председатель ЕЭК Мясникович) реализовано, и довольно быстро.

Также в Уфе строится завод белорусского холдинга «Амкодор». Это не первый российский проект для данной корпорации, и она по факту становится белорусско-российской. Входит в льготные программы по лизингу в РФ и т. п. Самое главное, что холдинг поможет заместить импортную технику.

На башкирском заводе «Амкодор» будет выпускать машины и оборудование для послеуборочной обработки зерна. Запуск – в 2023 году. Срок окупаемости – два года и семь месяцев.

В Казани одним из важных итогов было решение о том, что Белоруссия и Россия создадут межгосударственный станкостроительный кластер. Опять же, об этом давно говорили некоторые эксперты. Без производства средств производства далеко мы не уедем. Головченко не без гордости отметил, что сейчас белорусские металлообрабатывающие станки пользуются большим спросом. Стоит задача развиваться в этом направлении.

Другой немаловажный момент вот в чём. Белоруссия хочет привлечь компанию из Татарстана для создания у себя технопарка. Планируется, что его построят в Барановичах, крупном железнодорожном узле.

Идёт речь о том, чтобы привлечь татарстанскую управляющую компанию, которая имеет опыт работы в таких промышленных зонах с особым режимом.

Перенесёмся в Минск. Здесь правительство продлило запрет на вывоз многих товаров из Белоруссии на полгода: от стиральных машин до материалов для стоматологии. Но вывозить нельзя за пределы ЕАЭС, а в Россию можно. В условиях логистического кризиса, который длится с 2020 года, это и важная мера поддержки для себя самих, и укрепление тыла России.

Одна из важных составляющих тыла – оздоровление детей Донбасса, лечение участников СВО. В Белоруссии уже сделали уникальную операцию бойцу из ДНР – спасли ногу.

Теперь стало известно, что детей из донбасских республик будут принимать в белорусских здравницах на постоянной основе. Это утверждено на уровне программы Союзного государства.

Отдельная тема недели – визит главы МИД Белоруссии Владимира Макея в Нью-Йорк. Как и другие его коллеги, он приехал туда на 77-ю сессию ООН.

На полях были встречи с главами внешнеполитических ведомств близких по духу стран. Была, конечно, беседа с Сергеем Лавровым. Официальная хроника описывает её так: «Уточнён график предстоящих двусторонних контактов на высшем и высоком уровнях, обсуждены текущие отношения с Европейским союзом и США».

Макей на Генассамблее ООН. Источник фото: МИД Белоруссии

Макей на Генассамблее ООН. Источник фото: МИД Белоруссии

О чём говорил Макей на самой Генассамблее? О том, что события на территории Украины – это большая трагедия. Она не возникла внезапно, а стала следствием «системного игнорирования рисков безопасности со стороны западных стран в регионе» и отказа учитывать «интересы и озабоченности вовлечённых государств». Здесь явно речь о России.

Макей напомнил и переговорах по украинскому кризису в Минске, и о том, что республика приняла 200 тысяч украинских беженцев, что для Белоруссии немало.

Также дипломат отметил, что все конфликты неизбежно заканчиваются за столом переговоров.

…Никто не знает, как именно завершится СВО. Но понятно, что выгоды для Киева не будет никакой. Погибнет очень много украинских граждан, на которых Зеленский смотрит как на расходный материал…

Алесь МИХНЕВИЧ