21-28 (8-15 по ст. ст.) сентября 1917 года в Киеве состоялся Съезд народов России (Съезд народов и областей России).

Национальный вопрос в России в 1917 году был чрезвычайно сложной и политизированной проблемой. Национальные противоречия использовали в своих целях политические партии и силы в самой России, а также целый ряд стран – Великобритания, Франция, США, Германия, Австро-Венгрия, Турция. При Николае II начались политические игры по польскому вопросу, при Временном правительстве – по Польше, Украине, Финляндии…

Вот и Центральная Рада, ведя с Временным правительством постоянные переговоры по теме автономии (самостийности) и объявив уже два Универсала (июнь, июль), решила поиграть в автономию и федерализацию и инициировала проведение Съезда народов и областей России.

В работе съезда приняли участие 92 делегата. Действительными мандатами обладали 86 делегатов от 14 наций, национально-религиозных и сословно-территориальных объединений – украинцы, казаки, крымские татары, эстонцы, латыши, поляки, молдаване, евреи, грузины, азербайджанцы, литовцы, буряты, представители мусульманских организаций, Совета социалистических партий России, поляков. Почетным председателем съезда избрали М.С. Грушевского. От Временного правительства на съезд приехал М.А. Славинский – председатель Особого совещания по проведению областной реформы. Он огласил напутствие А.Ф.Керенского: «Передайте, что свободная Россия может быть только децентрализованной». Славинский заявил, что «ныне в России нет ни великодержавных народов, ни народов недержавных», все народы России уже «державны». При этом он подчеркнул, что хотя Временное правительство не вправе провозгласить федеративный строй до Учредительного собрания, оно не препятствует автономистской работе на местах. Славинский также отметил, что фактически автономна уже Украина, а в Сибири, на Кавказе, в Эстонии и Латвии идет тот же процесс.

Общее настроение на съезде было не самостийницкое и не сепаратистское, за исключением поляков и литовцев, части делегатов от Центральной Рады.

Председатель Украинского войскового комитета С.В.Петлюра критиковал Временное правительство, заявлял, что украинское национальное движение разворачивается под знаком преданности революции, но русское общество, включая социалистов, мол, не может избавиться от губительного централизма, а Временное правительство, объявив Россию демократической республикой, не объявило её республикой федеративной. Жаловался, что ставятся постоянные препятствия украинизации армии, особо упорствует, дескать, начальник Киевского военного округа полковник К.М.Оберучев (эсер).

Грушевский сгладил выступление Петлюры, заявив, в частности, что нужно идти к федеративной России, а потом и к федеративной Европе. «Украина не идёт через федерализм к самостоятельности, потому что государственная независимость лежит не перед нами, а за нами. Мы уже объединились с Россией как независимое государство и своих прав никогда не отрекались…». Славинский поддержал Грушевского и заявил, что «все народы оказались едины с великорусским народом и Временным правительством» и что «за Российской федерацией последует европейская федерация, а затем – всемирная».

В работе съезда было заметно копирование опыта австрийской социал-демократии. Австрийские социал-демократы в 1917 году приняли Национальную программу левых с идеей преобразования Австро-Венгрии в федерацию из семи национальных областей.

Съезд принял ряд резолюций и два постановления – «О федеративном устройстве Российского государства» и «Об общегосударственном и краевых языках». Единогласно постановили, что Россия должна быть федеративной демократической республикой. В резолюции о национальной персональной автономии говорилось, что каждая из населяющих Россию национальностей имеет право на национальную автономию, а сфера компетенции и конкретные формы внутренней организации национально-автономного института устанавливаются национальным учредительным собранием данного народа. Отмечалось, что национальным меньшинствам гарантируется право пользования своим языком в местных официальных учреждениях.

Съезд сформировал делегацию на Демократической совещание, которое состоялось в Петрограде 27 сентября – 5 октября (14 – 22 сентября по ст. ст.) 1917 года. Для подготовки законопроекта о федерации России ко времени работы Учредительного собрания съезд образовал Совет народов с пребыванием в Киеве. 29 (16) сентября состоялось первое заседание Совета.

После Октябрьской революции деятельность Совета прекратилась.

Для СНК Российской Республики (РСФСР) и партии большевиков [РКП(б)] наследство в области национального вопроса оказалось сложным. Не с партией большевиков решали польский, украинский, финляндский и другие вопросы, не при власти большевиков в сентябре 1917 года, как отмечало Временное правительство, была «фактически автономна уже Украина, а в Сибири, на Кавказе, в Эстонии и Латвии идёт тот же процесс». Не партия большевиков принимала решения в области административного деления Российской империи, которая, говоря современным языком, к началу XX века имела 102 субъекта (губернии и области). При этом 49 губерний управлялись по общему губернскому учреждению («Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» были приняты в 1775 году), а остальные по особым правилам. По сути, империя не была унитарным государством.

После революции 1917 года в Остзейских губерниях (Прибалтике) пыталась хозяйничать Германия, в Привислинском крае (Царстве Польском) – Германия, затем Франция, Украинскую Народную Республику Центральной Рады и Украинскую державу Скоропадского создавали Германия и Австро-Венгрия, на Кавказе не обошлось без немцев, англичан, французов, турок. На Севере России, в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке пытались хозяйничать англосаксы…

В 1922 году Союз Советских Социалистических Республик создавали советские республики, что позволило решить многие национальные проблемы. В современной России некоторые чиновники, политики, политологи называют практику партии большевиков в области национально-государственного строительства «миной замедленного действия», которая привела к развалу единого государства СССР. Потому что, по их мнению, большевики создали не унитарное государство, а федеративное, республики имели право выхода из Союза, а сам Союз состоял из национальных и автономных республик, краёв и округов, областей.

Второй миной называют «ведущую роль КПСС», которая была единственной силой, которая «сдерживала всю страну в рамках единого государства».

Но эти мины не сами по себе сработали во второй половине 80-х годов прошлого века, а решающим фактором была борьба с СССР – с социалистическим общественно-политическим строем государства, коммунистической идеологией и КПСС, борьба с «коммунистическим идолом», как заявлял Б.Н.Ельцин в Конгрессе США в 1992 году. Борьба, которая велась внутренними и внешними силами. Национальный фактор стал инструментом в этой борьбе.

В XXI веке есть силы, которые, прикрывшись лозунгами о «угнетённых народов» мечтают расчленить и Россию. При этом продолжают бороться с большевиками и их наследством, проводят декоммунизации и десоветизации, русофобию возводят в ранг государственной политики. А Съезд народов России сентября 1917 года стали называть «съездом угнетённых народов», чтобы связать с бандеровской «конференцией порабощённых народов Востока Европы и Азии» (1943), созданным англосаксами Антибольшевистским блоком народов (1946), законом США 1959 года «О порабощённых нациях»…

В этом же ряду продвижение НАТО на восток. И все «заботятся» о свободе, демократии и верховенстве права для «угнетённых» народов России и на пространстве Исторической России. Им в помощь продвигают в разных сферах общественной жизни антисоветизм и антибольшевизм…