ФОТО: LEONID FAERBERG/GLOBALLOOKPRESS

Большинство импортных самолётов в России находятся в лизинге, платить по которому невозможно. Минтранс предложил использовать национальный кошелёк для того, чтобы выкупить «Боинги» и «Эйрбасы». То есть отдать очередные деньги тем, кто уже присвоил наши золотовалютные резервы. На кого работают авторы этого предложения?

Письмо без комментариев

Издание «КоммерсантЪ» узнало о письме, которое в предпоследний день лета Минтранс России направил в двадцать русских авиакомпаний. Перевозчиков попросили оценить, сколько иностранных самолётов из своего парка они смогут выкупить из лизинга при кредитовании на 15 лет под смешные 1,5% годовых. Занятно, что комментировать для публики собственное письмо в Минтрансе отказались – и, кажется, вообще были раздосадованы, что история стала достоянием общественности. В авиакомпаниях тоже решили не распространяться на эту тему – судя по их единодушию, Минтранс попросил о некоторой конфиденциальности.

На что не имел никакого права.

Потому что кредитовать перевозчиков планируется из Фонда национального благосостояния. Национального, подчеркнём, а не минтрансового. И засекречивать такие вещи может только высшее руководство страны – но в этом случае никакой «КоммерсантЪ» ничего бы не опубликовал.

Скорее всего, секретность вызвана тем, что в письме намеренно допущены две ошибки – юридическая и цивилизационная.

Дела в беспорядке

С юридической стороны дело обстоит так: выкупить самолёты практически невозможно. Да, некоторые вовремя подсуетились: скажем, в августе стало известно, что компания Utair выкупила практически все свои «Боинги» у лизинговой компании. Но, как говорится, есть нюанс – часть лайнеров принадлежала пусть и европейскому отделению, но всё же русской (хорошо, российской) компании «СберЛизинг», поэтому проблем с договорённостями и оплатой не возникало.

Но лизинг лизингу рознь. Пятый пакет санкций Евросоюза подразумевал продолжение контрактов только по финансовому лизингу, тогда как подавляющее большинство бортов приобретены по операционному и, с точки зрения Европы, удерживаются в России незаконно. Кроме того, операционный лизинг вообще не предполагает права лизингополучателя на выкуп взятого в пользование объекта.

То есть наши «Боинги», «Эйрбасы» и бизнес-авиация сейчас отрезаны от запчастей и сертифицированного обслуживания, при пересечении ими государственной границы на самолёты накладываются ограничительные меры вплоть до конфискации, лизинговые платежи не проходят. Это, конечно, нездоровое положение вещей, и желание Минтранса навести в этой сфере порядок вполне объяснимо.

Жаль только, что способ этого объяснения противоречит государственным интересам.

Сломали крыло – подставь другое

Что касается цивилизационного подхода, то Минтранс пытается договориться – причём за наши общие деньги! – с теми, кто другую часть этих общих денег уже украл. Можно ли найти лучшее доказательство того, что Россия – вовсе не злобный агрессор, а ласковая няшка? Если провести настоящий, честный опрос чиновников, принимающих решения в финансах, экономике, промышленности, то выяснится, что их самое заветное желание – чтобы всё вернулось к 2019-му, а лучше 2013 году, чтобы забыть обострение отношений с Западом как страшный сон. Министр транспорта Виталий Савельев, видимо, не исключение.

«Договорённости изменились. Больше нет никаких договорённостей», – сообщал обманутому партнёру картонный кинозлодей в исполнении Аль Пачино – а потом коллективный Запад воспроизвёл эту сценку в реальности. И за это Минтранс хочет ему заплатить. Да, через кредиты, то есть деньги в ФНБ вернутся, но 1,5% годовых – это гарантированно крупный убыток. Нам что, больше финансировать нечего?

Впечатляет и личное благородство, местами даже толстовство главы Минтранса. Сам он со своими активами – под санкциями, а отвечать той же монетой не хочет. Он другие монеты предлагает, полновесные.

А летать надо

Россия не вправе тратить деньги на финансирование врагов, пусть это прикрывается «платой по лизингу». Россия вправе совершенно официально объявить, что западные самолёты у нас арестованы до снятия ареста с наших золотовалютных резервов на 300 миллиардов долларов (то есть навсегда). Существуют схемы (здесь, наверное, не стоит подробно их расписывать), по которым Россия может получать пусть не полноценную техподдержку, но хотя бы запчасти. Но так или иначе, вечно летать на импортных лайнерах мы не сможем, они всё равно постепенно выйдут из строя.

Давайте смотреть правде в глаза: жесточайший кризис из-за дефицита самолётов в гражданской авиации неизбежен, банкротства авиакомпаний тоже будут, подорожание перелётов тоже. Оттягивать этот момент можно пару-тройку лет, не более, и только на внутренних рейсах. А загнанный в угол кризис всегда вырывается с особой силой и особым цинизмом.

Гражданская авиация – одно из главнейших направлений промышленности для такой огромной страны, как Россия. Чем меньше у нас горизонтальных связей, чем сложнее добраться из алтайской точки А в белгородскую точку Б, тем менее единой становится страна, исчезает чувство общности, снижается уровень контроля, усиливается сепаратизм.

«Аэрофлот» под руководством Савельева, к слову, уже пытался «отделить» Камчатку от России. Попытка не удалась, но мы в Царьграде её запомнили.

Поэтому все силы в пожарном режиме надо направить на производство своих самолётов, а не на отсрочку неизбежного за большие деньги.

Проект выше закона

Какие лайнеры станут базовыми – должны решать специалисты. Будет ли это доведённый до ума многострадальный ближнемагистральный «Суперджет», среднемагистральные МС-21 и Ту-214, что-то ещё – не так уж важно, главное быстро принять решение и начать работу.

И работа эта должна вестись не по набившим оскомину госпрограммам, а в проектном порядке, с мобилизацией имеющихся ресурсов. Выбор базовых заводов, создание новых юрлиц (все старые погрязли в запутанных экономических отношениях и эффективно работать в условиях аврала неспособны), размещение заказов на необходимые материалы и компоненты, набор энергичных молодых сотрудников с технических отделений вузов и колледжей под руководством матёрых профи, гарантия госзаказа на самолёты (Савельев в «Аэрофлоте» когда-то отбивался от обязанности закупать «Суперджеты», теперь он по другую сторону барьера), поиск покупателей за рубежом – всё это должно делаться быстро и одновременно. Если угодно, в стиле Лаврентия Берии, который был большим мастером именно проектного менеджмента (и речь совершенно не о ГУЛаге). Под непосредственным контролем диктатора по перевооружению экономики.

Разумеется, подобные проекты должны быть свободны от бюрократических условностей. Если для более скорого решения проблемы надо нарушить принятое в мирное время законодательство о госзакупках – оно должно быть нарушено. Если, наоборот, принять экстренный закон – обойдёмся без перетирания в Госдуме.

И вот с этим уже можно идти за дешёвым кредитом в ФНБ. Не стыдно.

Что с того?

Да, и надо всё же проговорить очевидное. Проверенные, надёжные, лояльные кадры типа Виталия Савельева, Дениса Мантурова, других старожилов-тяжеловесов на такую работу не способны. Мастера чиновных манёвров, сдержек и противовесов, закупок на Западе должны безвозвратно уйти – освободив место людям дела.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ