ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

Госдума и Минтранс России наконец озаботились регулированием передвижения электросамокатов – транспортного средства, практически не предусмотренного действующими ПДД. Скоро примут новое постановление или закон. Который заведомо никто выполнять не будет. Не пора ли штрафовать депутатов за бессмысленные инициативы?

Пятница удалась

Пятница в России – больше чем день недели, это значимая часть национального менталитета. Вот и 9 сентября в стране началось с двух чёрноюморных сюжетов. Во-первых, это наводнивший социальные сети поток мемчиков о Елизавете II, Карл! Во-вторых, это инициатива Минтранса запретить пересекать дороги по пешеходным переходам на электросамокатах. И если первое – это не очень простительный, но очень понятный дурной тон, то второе – это не очень понятная и совершенно непростительная имитация деятельности.

Инициировал обсуждение вопроса депутат Госдумы Султан Хамзаев: тот самый, чей ценный помощник напал на сотрудника Царьграда прямо в студии. Помимо оригинальной кадровой политики, Хамзаев известен популистскими инициативами, одну из которых мы сейчас и разбираем. Депутат направил в Минтранс запрос – на сей раз вполне резонный – о беспределе электросамокатов на улице и получил ответ за подписью первого замминистра Андрея Костюка о том, что вот-вот будет наведён порядок:

Идёт подготовка к внесению в правительство проекта постановления, где, в частности, для лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, предусмотрен запрет пересечения дороги по пешеходным переходам, в том числе нерегулируемым.

Ой.

Просто всё уже было

Ребята, а ведь всё это уже было, всё это мы проходили. Вот, например, пункт Правил дорожного движения 24.8 в редакции 2014 года прямо гласит:

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: … пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Запрет ездить по пешеходному переходу на велосипедах, к слову, действовал и до 2014 года, но тогда он был прописан не в ПДД, а в разъяснениях ГИБДД к этому документу:

Правила разрешают велосипедистам воспользоваться пешеходным переходом, но только спешившись. Велосипед нужно вести рядом с собой. Если человек слезает с велосипеда, то он превращается из водителя в пешехода, его юридический статус меняется. И теперь на пешеходном переходе он имеет неоспоримый приоритет.

Штраф, правда, небольшой – 800 рублей для трезвых и 1000–1500 для иных велосипедистов (ст. 12.29 КоАП России).

Смело можно утверждать, что эта норма закона не действует. Нет сомнений, что наказанию подвергается даже не каждый тысячный нарушитель. Каждый раз по дороге в редакцию я вижу десятки таких нарушений, главным образом со стороны работников служб доставки, но ни разу за годы не видел ни одной остановки такого велосипедиста сотрудником ГИБДД.

Снова и снова приходится повторять простейшую мысль: любой неисполняемый закон – подрыв авторитета власти, потеря уважения к ней. Во главе любого действующего законодательства лежит принцип неотвратимости наказания за его нарушение – а если неотвратимости нет, то тогда, простите, всё позволено.

Удар по престижу государства

И что мы видим? Депутат Султан Хамзаев и чиновник Андрей Костюк, прекрасно зная, что есть невыполняемая норма закона, предлагают не заняться решением этой проблемы, а ввести ещё одну невыполняемую норму. То есть удвоить список безнаказанных нарушений в этой части законодательства.

Встаёт вопрос: такая попытка решить назревшую проблему – недостаток квалификации или антигосударственная деятельность? А может быть, решение уже найдено, но мы его не знаем – поставим, например, по полицейскому на каждой «зебре», оборудуем всё колёсное хорошо читаемыми номерами, разом внушим людям законопослушность?

Бийсултан Султанбиевич и Андрей Александрович, если уж не запрещать двухколёсные средства без номерных знаков, есть только один действенный способ дисциплинировать их водителей: разрешить неравнодушным пешеходам самостоятельно бить нарушителей. Но это потребовало бы изменения слишком большого количества законов и подзаконных актов. Поэтому попробуем внести менее радикальные предложения.

Что можно сделать?

Очень многие, конечно, нарушают правила не по злому умыслу, а по незнанию. Поэтому, коли уж мы не хотим запрещать такой сомнительный вид полутранспорта, то следует ввести простейшие и ничего не стоящие бюджету нормы:

  1. К каждому продаваемому велосипеду, мопеду и электросамокату должна прилагаться брошюра с выдержками из ПДД, касающимися этого вида транспорта.
  2. Приложения систем проката («кикшеринга») велосипедов и электросамокатов должны раз в месяц вынуждать пользователей проходить онлайн-тестирование на знание этих пунктов ПДД – с решением примеров. Ошибка в ответе приводит к недельному «бану» пользователя, причём через единую базу – у всех операторов проката сразу.
  3. Пользование электросамокатами (как личными, так и прокатными) для неграждан России, то есть лиц, предположительно неспособных понять наши правила, должно быть категорически запрещено.

Если же подойти к делу основательно, то надо признать, что электросамокаты – хороший, удобный, экологичный вид транспорта, который просто не вписывается в нынешнюю городскую застройку и в нынешние привычные всем ПДД. А значит, разрешать использование самокатов следует исключительно в населённых пунктах, построенных уже с учётом наличия этого вида транспорта – то есть со специальной, изолированной от людей дорожной инфраструктурой. За основу здесь можно взять ФЗ-498 от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными», ограничивающий возможность содержания опасных зверей в человеческом обществе.

Заметки на полях

Оценочное мнение автора этой статьи состоит в том, что если человек использует электросамокат на тротуаре, его проблемы должен решать в первую очередь сексолог. И здесь становится непонятным, почему в нашумевшем законопроекте о запрете пропаганды нетрадиционных отношений нет ни слова не только о смене пола, но и о самокатчиках.

Возможно, следует ввести запрет использовать электросамокаты для сотрудников служб доставки – сейчас они в принципе являются самыми злостными нарушителями на улицах русских городов. Как обойдутся? Не знаем, десятки лет как-то доставлялись товары и корреспонденция без травмоопасных инструментов. Проблемы мигрантов русского не волнуют.

Забавно, к слову, как одни и те же люди заказывают еду на дом, возмущаются нравами самокатчиков и засильем мигрантов. Неспособность предвидеть последствия собственных действий, отказ от индивидуальной ответственности в пользу коллективной – образчик карго-мышления, свойственного примитивным и при этом очень суеверным народам. Мы же русские, мы же не такие, правда?

Добавим, что и травматизм на самокатах очень высокий. Недалеко от моего дома в подмосковном стотысячнике – популярное у горожан гоп-кафе. Порой захожу туда и я – выбирать у нас, в общем, не из чего, да и от народа отрываться не следует. Так вот, за минувшее лето два бармена и один официант в разное время ходили (ковыляли) на работу в гипсе и бинтах. Все – закоренелые электросамокатчики. Не то чтобы их было жалко, но ведь и простым людям достаётся. К тому же самокаты стали популярным транспортом для грабежа: кому не понравится мысль выдернуть у пешехода сумку и весело скрыться без всякого риска?

В общем, проблема не назрела, а перезрела. И идея Хамзаева «установить для электросамокатов 30-метровые зоны снижения скорости вокруг нерегулируемых пешеходных переходов» – это имитация законотворческой деятельности, банальное увеличение числа упоминаний в СМИ, сиречь хайп.

Что с того?

Маленькая частная инициатива порой может привести к серьёзным системным выводам.

В Вяземском районе Смоленской области есть дорога между сёлами Туманово и Шуйское (уверен, любой читатель может подобрать её аналог из своей практики). Электросамокатов там, слава Богу, никто не видел. Дорогу ремонтируют ежегодно, кидая асфальтовые лепёшки в особо опасные ямы. На некоторых участках вся дорога из таких лепёшек и состоит. Из тех, кто рискует по ним ехать, каждые выходные кто-нибудь пробивает колесо или получает ещё более серьёзные повреждения. А вот по песчаной обочине, где формально ехать нельзя, добраться из пункта Т в пункт Ш можно относительно безопасно.

Эта дорога – идеальная аллегория нашего законодательства с его бесчисленными поправками, заплата на заплате. В том же Кодексе об административных правонарушениях, например, накопилось 775 заплат – и нет сомнений, что нынешний состав Госдумы дотянет до тысячи, в том числе и «самокатными» поправками.

Может, лучше уже проложить новую дорогу?

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ