С момента начала в 2020 году кампании по выборам президента в Белоруссии прошло множество судов, так или иначе связанных с политической обстановкой в стране. За последние два года за решёткой оказались многие из лидеров прозападной оппозиции, а с ними и те, кто решил неконституционным путём свергнуть Александра Лукашенко. Однако наиболее громкие судебные дела по событиям 2020-2021 годов начались лишь недавно. В ходе их проведения стало понятно, что в Белоруссии ещё до президентских выборов была создана хорошо организованная антигосударственная сеть, главной задачей которой была дестабилизация обстановки в республике и подготовка к «белорусскому майдану». Поэтому совершенно неудивительным стало и то, что во многих уголовных делах чётко прослеживается не только американский, но и украинский след.

На сегодняшний день самым резонансным судебным процессом в Белоруссии, который завершился 5 сентября, можно считать дело о попытке организовать в республике государственный переворот с одновременной ликвидацией высших представителей власти. Его особенностью является то, что оно тесно переплетается с ещё несколькими подобными делами, разбирательство по которым либо уже закончено, либо все ещё продолжается. И в большинстве из них можно найти «присутствие» Украины.

Например, недавно были вынесены приговоры по так называемому делу десяти. 10 человек были признаны виновными в участии с 2016 по 2020 год в деятельности анархистских групп «Народная самооборона» и «Революцiйна дiя», которые имели связи с украинскими организациями аналогичного характера. В итоге все они получили сроки от 5 до 17 лет лишения свободы и вряд ли в обозримом будущем выйдут на свободу. Особенно учитывая заявление Лукашенко 6 сентября о том, что никакой амнистии экстремистам быть не может. Это в полной мере касается и дела о попытке государственного переворота, где главные фигуранты также проведут не один год в местах лишения свободы.

Официально по данному делу проходили пять фигурантов: политолог и известный в оппозиционных кругах публицист Александр Федута, лидер националистической партии БНФ Григорий Костусев, американский адвокат белорусского происхождения Юрий Зенкович, а также юрист Ольга Голубович и активист Денис Кравчук. Последние двое непосредственно в подготовке госпереворота не обвинялись и, по сути, отделались «лёгким испугом».

 

Арест Александра Федуты в Москве

 

Сама по себе история заговора довольно банальна, и о ней стало известно еще в апреле 2021 года, когда Александр Лукашенко заявил, что на него и его семью планировалось покушение, которое было раскрыто. Тогда же стало известно, что в Москве при поддержке ФСБ России были задержаны Зенкович и Федута, а в Минске – Костусев. Позже на государственном телевидении был показан целый фильм о том, как заговорщики планировали переворот. Оказалось, что главным инициатором был Зенкович, который приехал в Белоруссию в мае 2020 года и ещё до выборов по согласованию с находящимся сегодня в розыске Дмитрием Щигельским стал искать сообщников, в том числе среди военных и радикально настроенных граждан. Главной целью была подготовка «почвы» для предстоящего переворота.

По данным КГБ и ФСБ, мятеж в Белоруссии должен был пройти по сценарию «цветных революций», к нему планировалось привлечь не только местных, но и украинских националистов. Был даже разработан план под названием «Тишина», который включал в себя физическое устранение высшего руководства Белоруссии, захват радио- и телецентров, через которые мятежники планировали обратиться к военным, а также блокирование лояльных властям силовиков и отключение энергосистемы, чтобы затруднить действия силовых структур. Кроме того, в первые часы должны были быть интернированы десятки представителей власти, а Зенкович и вовсе допускал возможность жертв при реализации своего замысла.

В дальнейшем заговорщики готовились упразднить пост президента, возложить руководство в стране на «Комитет национального примирения», в котором распределили для себя посты, и начать «растить демократию», естественно, при помощи Запада. Однако всему этому не суждено было свершиться, так как практически с самого начала все действия заговорщиков находились под контролем белорусских правоохранительных структур, которые сумели внедрить в их группу под видом готового к сотрудничеству силовика своего человека – Ивана Журавского. С этого момента все идеи и планы о смещении Лукашенко и захвате власти были обречены.

Вместе с тем проходившее с конца июля по начало сентября судебное разбирательство открыло много крайне интересного в ситуации, которая сложилась в Белоруссии в 2020 году, подтверждая тот факт, что за попыткой дестабилизации обстановки в стране стояли иностранные структуры. В частности, Зенкович всерьёз рассчитывал на то, что получит $10 млн на переворот от представителей военно-промышленного комплекса США, с которыми у него были неплохие контакты.

Параллельно деньги искали и на Украине, в частности у олигарха Игоря Коломойского, контакт с которым так и не состоялся.

Обращались за помощью заговорщики и к беглым лидерам белорусской оппозиции, которые должны были по своим каналам выбить деньги из ЕС и США. К реализации плана хотели даже привлечь штаб экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской. Правда, ей предлагалось оплатить заговор в обмен на неясные перспективы и статус лица «которому бы дали присягу военные».

Расходы же на организацию переворота, как стало известно из материалов следствия, предполагались довольно скромные. Так, бывший боец ОМОНа Павел Кулаженко должен был подготовить две тысячи боевиков, на экипировку которых предполагалось потратить $ 1 млн, и еще $200 тысяч – на проведение диверсий. Дополнительно рассчитывались траты на зарплату координаторам, расходы на связь, транспорт, спецтехнику. В целом – не менее $3,5 млн, что по меркам «цветных революций» является смешной цифрой. Но и их, как оказалось, заговорщики получить не успели. При этом они смогли наладить контакты с различными оппозиционными и экстремистками группировками в Белоруссии, которые должны были примкнуть к госперевороту, а в ряде случаев стать основными его исполнителями.

В частности, в суде были продемонстрированы записи zoom-конференций, на которых обсуждались планы по осуществлению государственного переворота. В них в разное время принимали участие и представитель БНФ Виталий Макаренко, и находящийся сегодня под следствием и давший показания на суде Роман Протасевич, и так и не состоявшийся кандидат на пост президента Белоруссии Валерий Цепкало с женой, и экс-министр культуры Павел Латушко, и другие… Всё это говорит о том, что заговор планировалось сделать масштабным, и при определённых обстоятельствах он вполне мог быть воплощён на практике. Особенно если помнить, что к исполнению наиболее опасной части мятежа – диверсиям и устранению Лукашенко, планировали привлечь террористическую группу Николая Автуховича, судебное дело по которой сегодня продолжает рассматриваться в Гродно.

 

Суд по делу группы Автуховича

 

В гродненской тюрьме на скамье подсудимых целых 12 человек, входившие в «организованную группу», возглавляемую Автуховичем, которому сегодня грозит смертная казнь. Они успели поджечь дом и автомобиль силовиков, а также готовили диверсии в Белоруссии. И всё это происходило, как стало известно, во время следствия, при непосредственном участии украинских спецслужб, которые назначили Автуховича «руководителем своей ячейки на территории Белоруссии». При этом сам он, хоть и отрицает подобные обвинения, признает, что «ходил» на Украину за оружием, которое складировал в лесах. Более того, Автухович и сам готовил план по свержению власти в республике, в ходе которого не исключалось физическое устранение Лукашенко. Поэтому неудивительно, что во время судебного процесса над пятью заговорщиками и появилась информация о том, что Зенкович предоставил Автуховичу план «Тишина» для «экспертной оценки» и ответа на то, готов ли он в нем участвовать. Правда, в ходе обсуждения стороны так и не нашли консенсус, а позже и вовсе не смогли его осуществить, так как были задержаны.

Удивительным для некоторых стала и связь заговорщиков с так называемыми независимыми профсоюзами Белоруссии, зачистка которых в текущем году подошла к логическому завершению. Практически все их ячейки были ликвидированы, а некоторые лидеры, в частности глава Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, оказались за решёткой. Исходя из того, что многие из «независимых профсоюзов» являлись организаторами забастовок на предприятиях в 2020 году и принимали участие в акциях протеста, вполне вероятно, что у заговорщиков могла появиться поддержка в их лице, если бы план начал осуществляться.

История с попыткой организовать государственный переворот закончилась в апреле после ареста главных его организаторов. Впоследствии они полностью признали свою вину, а Зенкович и вовсе заключил досудебное соглашение со следствием, полностью сдав своих подельников. Единственным, кто считает себя невиновным, остался Костусев, который заявил, что просто наблюдал за происходящим, так как ему было интересно. Однако подобные заявления не впечатлили суд, который вынес всем участникам дела обвинительный приговор.

В частности, двое фигурантов дела – Ольга Голубович и Денис Кравчук, которые не принимали непосредственного участия в заговоре, получили по 2,5 года за участие в действиях, нарушающих общественный порядок. Александр Федута и Григорий Костусев были признаны виновными в совершении умышленных действий, выразившихся в заговоре с целью захвата государственной власти неконституционным путем, и получили по 10 лет лишения свободы. Вопрос с Зенковичем пока остается до конца невыясненным, так как из-за его сделки со следствием суд дал по каждой из статей по половине максимального срока (не более 6 лет), но в результате он получил больше всех – 11 лет.

При этом данный приговор не окончательный, и осужденные планируют его обжаловать. Правда, в то, что им это поможет, сегодня в Белоруссии не верит никто. Желание заговорщиков получить власть в республике любыми способами, в том числе с использованием помощи со стороны стран Запада и Украины, на фоне нынешней сложной геополитической ситуации вокруг Белоруссии, является одной из главных причин того, что они будут изолированы от общества надолго.

Антон ПОЛЯНИЧ