Королева Елизавета II на этот раз не поехала в Лондон, чтобы принять нового премьер-министра страны Лиз Трасс. Она сделала это в шотландском королевском замке Балморал

Источник фото: avatars.dzeninfra.ru

96-летняя королева слабовато себя чувствует. Назначение премьера — это чистая политика. Наши эксперты подсчитали, что при голосовании только консерваторов, да еще тех, кто участвовал в этих выборах, Трасс получила поддержку 1% британцев. Так что, приняв теплый душ, обтертая полотенцами услужливых служанок в хорошо прогретых для знатных людей апартаментах, королева скажет «да» женщине, которая не может победить ни холод, ни инфляцию среди бедных британцев. Старушка 1926-го года рождения. Она хорошо помнит Вторую мировую, бомбежки немцев, угрозу голода. Она помнит всех премьер-министров Британии, от Черчилля до Джонсона. Их было 14. Трасс будет 15-й. От «правь, Британия, морями» до «как бы нам остаться на плаву». Нет ни одного крупного политика ее возраста, который бы остался в живых.

Сторонники Лиз Трасс называют ее новой железной леди. Мол, теперь и она победит инфляцию, как Маргарет Тэтчер. Правда, так говорили и про Терезу Мэй, которая через три года ушла в отставку. Но так же говорили про Ангелу Меркель, про Индиру Ганди, про любую женщину в политике. Это сексистский термин. Женщину-политика публика должна принимать как мужчину в юбке со стальными яйцами. А тезис про то, что женщина может сделать политику более терпимой, миролюбивой и мягкой… Как бы феминистки не разгоняли эти тезисы, всем понятно, что для политики нужны идеализм и мужское безумие, стальная рука в ежовой рукавице. Типа как у первой железной леди Маргарет Тэтчер, которая верила в свободный рынок, приватизировала компании и даже муниципальные дома и бросала полицию на бастующих шахтеров. Это и есть жестокость, основанная на уверенности идти до конца.

Но Тэтчер было что менять внутри страны. Внутри, а не снаружи. А сейчас конфликт международный. С одной стороны, Трасс решила добиться разрушения современной России. А пока будет идти это разрушение, она готова выделить £130 млрд, чтобы сбить цены на электричество для семей. С 4 тыс. в год до 1,3 тыс. Но как, не понимает пока никто. То ли эти деньги будут снова допечатаны и вброшены как вертолетные — так уже было в пандемию. То ли Трасс установит новые правила, при которых энергетические компании окажутся в проигрыше. А значит, топливо будет для британцев дешевле, вот только получить его окажется труднее. Что касается промышленности, тут вообще пока нет ничего. То есть Лиз Трасс пообещала встать с российской газовой и нефтяной иглы, однако куда потом пойти — непонятно. И что будет с инфляцией от такого вброса денег? Что будет с экономикой?

Вообще история Лиз Трасс — это история предательств. И это надо четко понимать. Она выросла в либеральной семье, которая брала ее с собой на демонстрации против Тэтчер. Но потом, уже став постарше, она вдруг выяснила, что лейбористские политики не пользуются успехом у публики. Трасс решила сменить не только округ, где избиралась, но и саму партию — на противоположную. Трасс — типичный британский политик, которой всё равно чем заниматься, главное — работать в правительстве. Она была министром и сельского хозяйства. И внутренних дел. И международной торговли. И иностранных дел. И всё это — за 20 лет. Ну то есть представьте, что человек занимается сельским хозяйством, а потом его бросают на внутренние дела, а потом на международные отношения. Без каких-то особенных успехов. Просто потому что начальники меняют кабинеты и им нужные проверенные люди в правительствах, которые никогда не скажут «нет». Так она была категорически против Brexit. А потом, когда начальнику стало надо, была абсолютно за. Недаром британский политик Найджел Фарадж сразу сказал: «Спустя пару дней после отставки Бориса Джонсона один из богатых доноров Консервативной партии сказал мне, что большой бизнес уже заметил, что победить должна Лиз Трасс. Почему? Потому что ею проще всего управлять».

Действительно, хотя наши и говорят, что Лиз Трасс выбрал 1% британцев, скорее всего, речь о голосовании всего 18 человек. Членов так называемого Комитета 1922 года, существующего в Консервативной партии более ста лет. Эти люди, как пожилые, так и молодые, сделали политическую карьеру, однако решили вершить судьбу внутри партийной системы. Это фактически партийный клуб, но только он сам выбирает, кто будет премьер-министром страны, а кому пора прощаться с кабинетом на Даунинг-стрит. «Люди в костюмах», как их называют в Консервативной партии.

То есть по возрасту «Комитет 1922 года» — организация старше, чем Елизавета II. Она-то родилась только в 1926-м.

Андрей Добров, газета «Известия»