ФОТО: AKARAWUT/SHUTTERSTOCK.COM

История падения частного самолёта Cessna-551, который накануне рухнул в Балтийское море, полна загадок. Сопровождавшие борт пилоты истребителей видели пустой салон лайнера. Но один лётчик разглядел пассажира, который отчаянно делал жесты в иллюминатор. Что известно о крушении на этот час, читайте в материале Царьграда.

4 сентября вечером информационное агентство ТТ (Швеция) сообщило о крушении частного самолёта в водах Балтики между портом Вентспилс в Латвии и шведским островом Готланд. Позже стало известно: разбился Cessna-551. Самолёт прилетел сюда из испанского города Херес.

Хронология падения. Последние 10 минут

По записи сервиса Fly Radar можно отследить последние десять минут полёта «Цессны». Борт шёл на высоте более 10 км и на скорости 550 км/час.

В 16:37 самолёт стал снижаться, потеряв за три минуты три километра высоты. И скорость упала до 440 км/час.

В 16:41 борт пошёл на правый поворот – как раз на порт Вентспилс. В 16:44 высота была уже 5 км. И тут самолёт выполнил левый разворот, снова снизив скорость, она ещё упала – до 370 км/час. Похоже, что воздушное судно вошло в штопор. В 16:48 высота самолёта застыла на нулевой отметке.

МАРШРУТ САМОЛЁТА ПЕРЕД ПАДЕНИЕМ. ФОТО: СКРИНШОТ СЕРВИСА FLY RADAR

Кто был в самолёте

Глубины в районе падения самолёта довольно значительные для Балтийского моря – от 60 до 100 метров. Поэтому самолёт поднимут небыстро. И пока точно неизвестно, сколько человек найдут в салоне поисковые службы.

Разбившийся самолёт был зарегистрирован на компанию Quick Air, которая входит в международную компанию «Гриземанн групп». Испанское издание Dario de Sevilla сообщает, что якобы на борту был сам владелец корпорации 72-летний Карл-Петер Гриземанн, его 68-летняя жена, дочь и ещё один человек. По версии газеты, пилотировал самолёт сам Гриземанн. То есть на борту находились четыре человека. По другой версии, на борту было шестеро. Возможно, ещё двое из обслуживающего персонала.

Открытой информации по Гриземанну крайне мало. Одно известно точно: он очень богат. Куда направлялась семья бизнесмена? Штаб-квартира компании Quick Air находится в Кёльне. Этим маршрутом семья летала неоднократно. В этот раз путь пролёг через Кёльн, но затем самолёт проследовал далее.

Что это за самолёт

Cessna-550 – популярный лёгкий двухмоторный турбовинтовой самолёт бизнес-класса. Считается надёжным и простым в управлении. Богатейшие люди мира летают на таких с конца 70-х годов. Тем не менее, по данным Википедии, на лето 2020 года было известно о 54 катастрофах самолётов этой марки. В них погиб 71 человек.

Модель постоянно совершенствовуется. Модификация 551 была адаптирована под управление одним пилотом. Разумеется, автопилот и всё необходимое электронное оборудование для обеспечения безопасности полёта или для дублирования действий пилота в самолёте были.

 CESSNA-551. ФОТО: KARL F. SCHÖFMANN/SHUTTERSTOCK.COM

Версия первая. Закончилось топливо

Крейсерская скорость полёта – 746 км/час на высоте 10 670 метров (примерно на такой высоте и летел борт перед катастрофой). Практическая дальность полёта без дозаправки 3701 км. Примерно такое расстояние и пролетел самолёт, прежде чем упасть в воды Балтики. Вполне логично предположить, что у него просто кончилось топливо, чем и объясняется снижение скорости перед падением. Другой вопрос, мог ли опытный Гриземанн допустить такой просчёт – не учесть дальность полёта? Вряд ли…

Версия вторая. Разгерметизация

Cessna-551 вылетел из города Херес на юге Испании в 12:56, но не указал конкретный пункт назначения. Есть информация о том, что над Пиренейским полуостровом пилот доложил о проблемах с системой кондиционирования. Самолёт поворачивал дважды, в Париже и Кёльне, но затем взял курс на Балтику.

В случае разгерметизации и управляемого полёта лётчик бы сразу снизился. Однако, напомним, борт перед падением шёл на 10-километровой высоте.

Версия третья. Атака истребителя НАТО

Или всё же самолёт жёстко «посадили»? Эту версию эксперты не исключают. Из-за того, что борт перестал выходить на связь, его сопровождали по очереди истребители НАТО: испанцы, французы, немцы и шведы. Последними для контакта с объектом «с нестабильным курсом» с авиабазы Эмари в Эстонии подняли в воздух натовские истребители.

Они тоже пытались установить визуальный контакт с пилотом. И именно шведская береговая охрана первой и приступила к поискам в районе падения самолёта.

Сбить самолёт могли в том случае, если бы он угрожал стратегическому объекту (АЭС, к примеру) или крупному населённому пункту. Однако сбивать самолёт над акваторией Балтийского моря, вблизи побережья, после того как борт пролетел всю Европу, смысла не было. Тут он представлял опасность только для балтийской кильки.

Загадочный пассажир

Может, имело место понижение уровня кислорода в салоне и потеря сознания людьми из-за гипоксии? В шведской спасательной службе сообщают, что в кабине и за штурвалом, когда рядом пролетали военные самолёты, никого не было видно. Из других источников следует, что один военный лётчик всё же видел, как некто жестикулировал в иллюминатор с пассажирского места!

Вряд ли кто-то мог махать руками в случае разгерметизации салона.

Может быть, пилоту стало плохо, он потерял сознание? А пассажиры, понимая, что конец близок, от страха вжались в кресла и не могли шевельнуться. И лишь один из последних сил пытался показать что-то пилоту военного самолёта. Но только помочь бы ему уже никто не смог,

– гадают в комментариях к новости читатели.

КАРЛ-ПЕТЕР ГРИЗЕМАНН И ЕГО ЖЕНА ЮЛИАНА НА ЕЖЕГОДНОМ КЁЛЬНСКОМ КАРНАВАЛЕ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА BILDERBOGEN.KOELN

Может ли самолёт приземлиться на автопилоте?

Этот вопрос, наверно, мучает сейчас многих. Современные самолёты имеют такую возможность. Другое дело, что пилоты предпочитают приземляться вручную, так надёжнее. Но в туман и в критических ситуациях доверяют машину автопилоту.

«Цессна», которой управлял Гриземанн, как мы уже говорили, могла иметь самую современную модификацию автопилота. Если вдруг лётчик теряет управление, система может переключиться на автоматическое управление и посадить самолёт. Но мы же помним, что пилот не сообщил диспетчеру конечную цель своего полёта. Так, словно куда-то сильно торопился и должен был в небе принять решение, где ему сесть. А значит, бортовой компьютер не имел чётко заданных координат для приземления.

Куда так спешил Гриземанн? Могло ли от волнения у него стать плохо с сердцем? Об этом можно будет говорить, когда найдут борт и опросят всё окружение миллионера, узнают, с кем говорил перед полётом, как вёл себя и так далее.

Пока обнаружен лишь один обломок самолёта. Тела не найдены…

АЛЕКСАНДР ОРЛОВ