После того, как была разминирована огромная территория металлургического комбината имени Ильича, российские сапёры приступили к разминированию ещё одного мариупольского завода – «Азовмаш», третьего в городе по величине и количеству работавших здесь мариупольцев.

Территория завода огромна – 242 гектара, на которых разместились девять заводских корпусов, в каждом из них по два-три цеха. Сегодня здесь всё изуродовано обстрелами и взрывами. А когда-то на «Азовмаше» производили вагоны, краны, шагающие экскаваторы и даже оборудование для легендарного космического корабля «Буран». «Азовмаш» был крупнейшим машиностроительным предприятием Украины. Но всё это в далёком прошлом – Киеву не нужны были космические корабли, главная задача киевских властей состояла в запрещение русского языка и превращении страны в Анти-Россию, а для этого не требуются ни экскаваторы, ни вагоны. В последние годы украинской «незалежности» завод постепенно умирал и, в конце концов, производство остановилось, а тысячи мариупольцев остались без работы.

 

Большинство заводских цехов «Азовмаша» пострадало – в той или иной степени

 

Во время боевых действия в Мариуполе на территории «Азовмаша» находился один из батальонов ВСУ, насчитывающий более двух тысяч боевиков.

Вскоре им пришлось сдаться, но уходя, террористы оставили после себя много работы для сапёров – каждый цех полон взрывоопасных «сюрпризов», таких как гранаты для гранатомётов, боеприпасы для «Точки-У», всевозможные мины и взрывные устройства. В каждом цехе таких «сюрпризов» обнаруживается от 20 до 30, а то и больше.

По словам командира группы разминирования Международного противоминного центра Вооружённых сил Российской Федерации с позывным Махмуд, сложность разминирования на территории заводских цехов в отличие от открытой местности состоит в том, что применять миноискатели нецелесообразно. В цехах металл повсюду, на него и срабатывает миноискатель. Поэтому ищут мины и снаряды визуально и с помощью щупа. За прошедшие месяцы после того, как украинские нацисты покинули «Азовмаш», всё покрылось толстым слоем пыли, под которым не сразу разглядишь опасность, иногда неразорвавшиеся снаряды находятся под грудой искорёженных взрывами металлоконструкций. Кроме того, уходя, боевики «Азова» оставляли растяжки и специально минировали помещения.

 

Работать с миноискателем в заводских цехах невозможно – вокруг полно металла

 

«За последние два дня в этом цеху, где мы сейчас работаем, было обнаружено и уничтожено 30 боеприпасов. В основном это то, что осталось после боевых действий: гранаты, которые не взорвались, выстрелы для подствольного гранатомёта, ВОГ-17, РПГ попадалась, были и кассетные боеприпасы от «Точки-У»,

– говорит командир группы разминирования.

Под наземными цехами находится огромная подземная сеть – как и на «Азовстали». Именно глубоко под землёй был оборудован самый главный бастион нацистов, которые, наверняка, были уверены – здесь они в безопасности. Но подземелья не спасли – пришлось бежать, бросив всё.

Сапёры, одетые в броню, несмотря на тридцатиградусную жару, шаг за шагом, сантиметр за сантиметром прощупывают огромные цеха, просматривая внимательно горы мусора, оставленные украинскими нацистами, камуфляжную одежду, брошенную при отступлении, коробки с вещами.

Часть обнаруженных снарядов уничтожаются на месте, некоторые снаряды вывозятся на утилизацию за город.

Кроме цехов предстоит разминировать территорию и окрестные зелёные насаждения – всё вокруг усеяно снарядами, среди которых много неразорвавшихся.

 

Впереди предстоит большая работа – разминировать территорию завода

 

Несмотря на то, что инфраструктура «Азовмаша» находится в ужасном состоянии после того, как на территории завода шли бои, мариупольцы – бывшие работники этого завода – верят, что «Азовмаш» возможно будет восстановить, и он снова станет одним из ведущих заводов тяжёлого машиностроения.

«Есть большая надежда на то, что завод восстановят, ведь некоторые корпуса остались целыми. Мы готовы восстанавливать свой завод, это вполне возможно, особенно с помощью России. А бывшие работники «Азовмаша» уже готовы работать. Что касается продукции, которая выпускалась в этих цехах, то она всегда была востребована по всему миру, наша продукция шла в Индию, Венгрию, Словакию, а топливозаправщики расходились по всем странам СНГ»,

– рассказал журналистам бывший начальник одного из цехов завода Сергей Ганчук.

О восстановлении «Азовмаша» говорит и глава мариупольской городской администрации Константин Иващенко, но признаёт – на восстановление необходимо время.

«Горожане мечтают, чтобы восстановили заводы. Это в первую очередь комбинат Ильича и «Азовмаш», потому что без машиностроения Мариуполь будет неполноценным»,

– уверен депутат Государственной думы России Дмитрий Саблин, который в настоящее время находится в Мариуполе вместе с организацией ветеранов «Боевое братство» и помогает восстанавливать город.

Накануне 1 сентября сапёрам пришлось отвлечься и ещё раз проверить те школы в Мариуполе, которые уже восстановлены и готовы к новому учебному году. Группа разминирования Международного противоминного центра Вооружённых сил РФ проверила в Мариуполе 15 школ: пришкольные территории и дороги, по которым дети будут идти на занятия. А помещения в школах осмотрели вместе с собаками минно-розыскной службы – от Киева можно ждать любых провокаций.

«Стоит задача: убедиться в безопасности подходов и безопасности самих помещений. Дополнительно пройти ещё раз. Это уже неоднократно делалось. Подготовительные мероприятия велись заблаговременно, сегодня заключительный этап, чтобы от сердца отлегло»,

– объясняют журналистам сапёры, у которых ещё слишком много работы в Мариуполе…

Марина ЖДАНОВИЧ