ФОТО: SORBIS/SHUTTERSTOCK.COM

Пандемия и спецоперация – тяжёлые испытания для любой экономики. Реакция бизнеса на первый же локдаун показала, что работать по-старому больше нельзя: доиграемся до ухода мелких игроков и всплеска безработицы. И наша консервативная неповоротливая власть наконец-то начала менять правила игры в пользу не бюджета, а бизнеса, не рыбы, но удочки. Получается на удивление неплохо.

Структура общепита в России претерпевает серьёзные изменения. Мы попрощались с лидером по числу точек «Макдоналдсом» – к сожалению, не целиком, а с переодеванием в нелепое «Вкусно – и точка». «Старбакс» стал «Стар Кофе», некоторые другие сети тоже то закрываются, то переодеваются.

В этих условиях многое зависит от грамотной государственной политики. Нельзя оставлять тысячи людей без работы, нельзя создавать дефицит точек питания – и одновременно хронически не хватает средств на масштабную поддержку этого не самого жизненно важного бизнеса. Система, только что пережившая мощный удар пандемии, теперь столкнулась с санкционными ограничениями и экстренным переделом рынка. Плюс снижение доходов населения, которое вынуждает перераспределять расходы, а общепит при этом выпадает одним из первых.

В то же время уход иностранцев – шанс для своих. Налоги те же, но при этом прибыль остаётся в России, что помогает развитию экономики (особенно если оно направлено в правильное русло, а не вот это).

Московское правительство пошло на беспрецедентную меру – создало систему грантов на создание точек быстрого питания, при соблюдении условий можно получить 1–5 млн рублей на одну точку. Программа действовала с 23 марта по 30 июня, но из-за огромного спроса была продлена ещё на месяц. В общей сложности город одобрил более 300 заявок на сумму более 700 миллионов рублей – годовой бюджет среднего провинциального райцентра. География – все округа, от Центрального до Новомосковского. Среди получателей – фастфуд Burger Club, кофейни One Price Coffee, Surf Coffee, Bodro Coffee, сеть кондитерских Zavarnoy и многие другие заведения.

К грантам, кстати, прилагается организационная и техническая поддержка – то есть начать бизнес может даже человек, ранее никогда в этом сегменте не работавший.

Почему именно фастфуд? Потому что Москва торопится, потому что типичному жителю важна возможность перекусить быстро. Отсюда и установка: средний ценовой сегмент, быстрое исполнение заказов, доступность для москвичей и приезжих.

Результат поддержки проще всего описать одной цифрой: в первом полугодии 2022 года число трудоустроенных в общепит превысило число уволенных на 14%. По сравнению с первым полугодием прошлого года выросло всё – число заведений, посетителей, выручка, обороты – понятно, что свою роль в 2021 году сыграли ковидные ограничения, хотя ни в какое сравнение с локдауном 2020 года они не шли.

Более того, москвичи в это время ухитряются ещё и открывать новые крупные проекты – чего стоит одно «Депо» на Лесной улице близ Белорусского вокзала, это сейчас самый большой фудкорт в Европе.

Главная цифра такова:

За январь – июль 2022 года оборот столичных ресторанов, баров и кафе превысил 244,5 миллиарда рублей.

Дамы и господа, вообще-то это больше годовых бюджетов Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара, Казани и Самары вместе взятых.

Кстати, рост цен в столичном общепите существенно отстаёт от инфляции – 8% против 15%.

Полугодие разума
Помимо грантов действуют и другие меры поддержки индустрии общественного питания. Некоторые из них точечно направлены именно на общепит, другие распространяются на все предприятия малого и среднего бизнеса.

Важную помощь оказало федеральное правительство, которое с 1 января 2022 года обнулило НДС для предприятий, укладывающихся в определённые условия (оборот до 2 млрд руб. в год, не менее 70% выручки поступает от услуг общепита). Понятно, что такие льготы ведут к дроблению крупных предприятий, с чем в меру сил борется ФАС, но тут уж ничего не попишешь: на льбую раздачу льгот и субсидий слетаются не только те, кому они предназначены, но и хитрецы.

В столице действует программа льготного кредитования для организаций малого и среднего бизнеса – под 9% годовых можно пополнить оборотные средства и направить деньги на инвестиции. С замедлением инфляции процент, правда, уже не выглядит льготным – хотелось бы увидеть некоторое снижение.

В 2022 году действует мораторий на повышение ставок арендной платы за пользование нежилой недвижимостью города. Цену мораториям от нашей власти мы, конечно, знаем, но в рамках одного года исполнить обещанное, как правило, удаётся. Кстати, срок уплаты арендных платежей за II квартал по таким объектам продлён до конца года. Отложены также взимание пени и штрафов, введён временный запрет на блокировку счетов, автоматически продлеваются лицензии, упрощена сертификация, действует и мораторий на проверки.

Что с того?
Так на примере отдельно взятого сектора в отдельно взятом регионе мы можем сделать вывод: не было бы счастья, да спецоперация помогла. Впервые в этом веке власть начала делать реальные шаги навстречу бизнесу – и результат налицо. Будем надеяться, что удачный опыт будет учтён при регулировании в других отраслях и регионах.

А то знаем, плавали – при улучшении экономической ситуации у нас регулярно начинают душить причину этого улучшения.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ