ФОТО: АНДРЕЙ НИКЕРИЧЕВ / АГН «МОСКВА»

Разумеется, большая часть информации о том, какое новейшее стрелковое оружие разрабатывается в настоящий момент русскими инженерами, относится к разряду либо «для служебного пользования», либо и вовсе «совершенно секретно». Тем не менее какая-то толика данных время от времени обнаруживается в открытых источниках. На её основе Царьград и попытался представить положение дел в данной отрасли ВПК. Картина получилась достаточно интересная.

Экспозиция

Автору этих строк несколько лет назад посчастливилось побывать на производстве, где выпускали винтовки ORSIS Т-5000. Удивила полная тишина в цехе – станки, при помощи которых велась финишная обработка стволов, работали абсолютно бесшумно. А на каждом из их подвижных блоков на ребре стояла десятирублевая монета. Стояла и не падала. Это ли не показатель какой-то нечеловеческой точности и тонкости их работы? И это ли не признак того, что снайперское оружие – одна из вершин того, что люди зовут «инженерным гением»?

Название обязывает

Детища конструктора Владислава Лобаева не первый год пользуются заслуженным уважением как в армии, так и во всевозможных спецподразделениях. Об их качестве говорят хотя бы те факты, что винтовка СВЛ состоит на вооружении службы безопасности президента России, а к примеру, изделие СВЛК-14С «Сумрак» считается самым дальнобойным в мире – в 2017 году с его  помощью поражена цель, находящаяся на расстоянии 4210 м от стрелка. При этом конструктор отнюдь не почивает на лаврах, а продолжает работу по укреплению обороноспособности страны. Одним из результатов этой работы и стала винтовка ТСВЛ-8 М1 «Сталинград», которую наши снайперы уже используют в ходе специальной военной операции.

Чем же хорош этот тактический «ствол»? Сами разработчики главными его плюсами называют мультикалиберность и модульность. Первое означает, что эксплуатант может использовать как патрон .338 Lapua Magnum, так и .300 Winchester Magnum. Проще говоря – 8,6×70 мм и 7,62×67 мм. Ну а второе – что на базе «Сталинграда» возможно получение, по сути, ещё трёх его модификаций – М3 «Берсерк», М4 «Антиматерия» и М5 «Доминатор». То есть возможности перед стрелком открываются самые богатые.  Также к несомненным плюсам можно отнести и простоту конструкции – ручной механизм перезарядки резко снижает вероятность отказов, которыми иногда грешат многие полуавтоматические схемы. Ну и максимальная эффективная дальность, равная 1600 м, – тоже совсем не «минус».

А что у Калашникова?

Легендарный оружейный бренд тоже не сидит сложа руки – разработки новейшей продукции идут полным ходом. Что отметить? Ну, вот, например, СВЧ – снайперская винтовка Чукавина. Этот «полуавтомат» впервые презентован на военно-техническом форуме «Армия-2017», и ему тут же начали прочить роль преемника знаменитой на весь мир СВД. Всеобщий интерес к СВЧ подогрел и Владимир Путин, который, спустя год после презентации, лично опробовал это оружие и довольно высоко оценил его.

ВЛАДИМИР ПУТИН ЛИЧНО ОЦЕНИЛ СНАЙПЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СВЧ. 2018 ГОД. ФОТО: KREMLIN.RU

Почему упомянута винтовка Драгунова? Потому что калашниковская новинка предназначена как раз для общевойскового боя на малых и средних дистанциях. Да и её модификация, выполненная в классическом русском калибре 7,62х54R, полностью совместима с магазином предшественницы. 5 октября прошлого года СВЧ завершила полный цикл государственных испытаний, что позволяет надеяться на её скорейшее появление в спецподразделениях.

ORSIS-F17 – наследница легенды

Винтовки ORSIS –  это инструменты для ювелирной работы, а ORSIS-F17 – дальнейшее развитие вышеупомянутой легендарной Т-5000 – и вовсе произведение искусства для штучных профессионалов. Винтовка специального назначения… Как и «Сталинград» – мультикалиберная, модульная… Позиционируется она, конечно, в первую очередь как спортивная и охотничья, но «ценители» из спецслужб, несомненно, обратят на неё внимание. В том числе и потому, что одна из предлагаемых производителем модификаций рассчитана на всё тот-же .338 Lapua Magnum – специальный снайперский боеприпас для стрельбы на большие дистанции.

ВИНТОВКА ORSIS Т-5000. ФОТО: 1 2 3D ILLUSTRATION / SHUTTERSTOCK.COM

Зачем всё это?

Всё это затем, чтобы боеспособность армии неуклонно повышалась. Потому что проблем в этой сфере не сказать, чтобы нет. Военный эксперт в области специального снаряжения Андрей Клинцевич в беседе с Царьградом, детально остановился на основных задачах, связанных именно со снайперским вооружением, обозначив первоочередные из них.

Назрела необходимость производства собственных качественных снайперских патронов – это и пороха, и капсюли, и пули… Причём массового их производства! Я не заметил, например, что специальная военная операция как-то подхлестнула новые разработки в области стрелкового оружия – она подхлестнула электронику, связь, беспилотники, маскировку, средства бронезащиты… Возможно, причина этого в том, что СВО – это боевые действия в основном на больших дистанциях, действия артиллерии. И то, что имеется на данный момент из «стрелковки», устраивает всех участников конфликта. Тем не менее перевооружение – необходимо! Наши спецподразделения же используют снайперское вооружение в основном западных образцов,

 посетовал Андрей Клинцевич.

Что с того?

Любые вооружённые конфликты – это не только стрельба и танковые прорывы. Это ещё и работа массы аналитиков, которые, беря за основу происходящее на полях сражений, делают выводы. В том числе и об оружии – собственном и принадлежащем противнику. Русская армия, конечно, справляется с неприятелем весьма эффективно, однако – нет пределов совершенству. И если в области тяжёлых вооружений у неё все обстоит как должно, а в области ПВО и того лучше, то в аспекте личного оружия каждого отдельного бойца – есть куда развиваться. По этой причине будем надеяться, что появлением на донбасском фронте новой винтовки с таким «говорящим» названием – «Сталинград» процесс усовершенствования нашей военной машины не ограничится.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС