Только прибыль, ничего личного

Накануне было зафиксировано рекордное падение курса рубля. В районе 10 процентов — такого не было с весны, когда биржевики впали в нечто вроде комы из-за начала спецоперации. Три с лишним месяца после этого рубль только рос.

По этому поводу паниковали уже не биржевики, а наши Минфин, Центробанк, а главное — экспортёры, которых в либеральной тусовке принято считать едва ли не спасителями России. А как же — ведь это они обеспечивают бесперебойный приток в страну вожделенной валюты.

Им и карты в руки — стабильное ослабление жёсткого валютного контроля, которое, среди прочего и помогло России, несмотря на все расходы на СВО, сохранять полное финансовое спокойствие. Даже потерю гигантских сумм из резервов, хотелось бы надеяться, что временную, мы себе позволили просто не заметить.

Было бы совсем неплохо не впадать в панику, как немногочисленные всёпропальщики, и не обращать внимания на локальные игры с курсами. Но это только пока, если процесс не будет продолжен. А чего ждать от наших денежных регулировщиков, не знают, по всем признакам, даже они сами.

Злые языки сейчас твердят, что рубль обрушен намеренно, и если это так, то тем более беспокоиться не о чем. А если всё не так, и всё произошло вовсе не ради прибылей кучки наших олигархов?

Нам доллары не нужны. Рубли тоже?

Считается, что по большому счёту много валюты нам сейчас не нужно. Быть может и так, тем более, что подавляющее большинство населения, и даже существенная часть предпринимателей, которые ещё на плаву, от валют спокойно дистанцируется.

Серьёзные проблемы с обменом, если ты не частное лицо, можно не принимать в расчёт. Как говорится, это не проблемы, а расходы. Но ведь дистанцироваться теперь предлагается уже не только от валют, но и от рубля.

А ведь выгоду от низкого курса евро и доллара успели почувствовать и оценить многие. За счёт неё, не снижая цен, можно получать маржу, которой вполне хватит на то, чтобы удовлетворить аппетиты бессовестных кредиторов.

Кто сделал их «бессовестными» своими завышенными кредитными ставками — думаю в очередной раз объяснять не надо. Завышенная ключевая ставка, конечно, помогла финансовому сектору пережить самые трудные дни, но снижать её всё равно пришлось.

В ином случае встало бы просто всё, но вот зачем при этом надо было ослаблять вожжи валютного контроля Тут чувствуется не просто ангажированность, а прямой интерес. И рука мастера.

О причинах спросите Геракла

Причинами падения рубля, если смотреть глобально, вроде бы должны стать некие тоже глобальные события. Ну к примеру, упавшая в цене нефть. Что-то в этом плане есть, но не 10 же процентов за раз. Да если бы и так — за времена пандемии и СВО бывало всякое. Но рубль-то падал совсем по другим поводам.

На данный момент их, извините за повтор, как-то не видно. Так значит, это всё-таки внутренняя инициатива, но случиться всё в реальности должно было плавно, неторопливо. Но поскольку слов в пользу слабого рубля было сказано так много, что кто-то и поверил.

Однако, почему последние споры по этому поводу главы Минфина Антона Силуанова и председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной биржевики восприняли как отмашку, понять непросто. Похоже, случился так называемый слив, красиво именуемый у финансистов инсайдом.

В своё время Виктор Геращенко, легендарный Геракл, в профессионализме которого вряд ли кто-то будет сомневаться, удивлялся, как его сменщики во главе Центрального банка ухитрились обворовать это абсолютно прозрачное учреждение.

Сегодня экс-председатель Банка России не удивляется уже ничему, как не удивился и тому, что никто и не подумал пригласить его в Петербург на ПМЭФ — «наш Давос». Российский Центробанк с его времён превратился в нечто настолько закрытое, что впору сравнивать уже не с нашим ФСБ, а с заморским ЦРУ.

Нас не спрашивают, и спрашивать не будут

Итак, падение рубля — снова повод сказать пару слов о нашем лучшем в мире и самом Центральном Банке. Там никаких проверок изнутри страны — только международный аудит, и полная независимость, которую с каким-то мазохизмом регулярно подтверждают отечественные законодатели. И в Думе и в Совфеде.

Вот и сейчас по поводу упавшего рубля нам наверняка из нашего же ЦБ наговорят такого, что сразу станет ясно — ясности не ждите. Теперь многие вообще вправе подумать, что перевод на рубль расчётов за газ, а потом и на многое другое, так ничего и не дал. Но это уж точно из серии — «всё пропало».

Тем более, что расчёты в рублях чаще не более, чем показательный ответ на отключение от системы SWIFT. Кто-то впадает по этому поводу в истерику, кто-то все проблемы перекладывает на других, как поляки на немцев, а многие и вовсе из-за рублей не парятся. Китай спокойно продолжают конвертировать юань к рублю через курс доллара.

Предложения отказаться от такой практики — это тот случай, когда говорят, съесть-то он съест, но кто ж ему даст. Однако, если речь сейчас идёт о целенаправленной девальвации в расчёте на грядущее открытие границ, разумеется, за счёт параллельного импорта, беспокоиться, честно говоря, вообще не о чем.

Жили же почти восемь лет с долларом за 70 и евро за 80. Особой нужды, чтобы было 35 и 40, большинство из нас не испытывает. Лучше, чтобы цены благодаря сильному рублю не зашкаливали.

Может, лучше меньше?

А вот они-то, цены, как раз не зашкаливать отказались, хоть плачь. Даже бензин в цене никак не падает, а если в долларах считать, так вообще подорожал чуть ли не вдвое. Так вот пусть те, кому не удаётся зарабатывать на слабом рубле по экспорту, подзаработают внутри страны на рубле сильном.

Процитирую тут к месту одного из коллег:

Чем дешевле доллар — тем дешевле конечный продукт, в том числе военного назначения с шильдиком «Сделано в России». Быстро заместить сложные и некоторые простые вещи мы не можем, а сложные товары нужны уже сейчас. Будет дешёвый доллар — будут товары по конкурентным ценам.

И если кто-то будет опять твердить, что нам лишние деньги ни к чему, за такое пора привлекать к ответственности. В стране и без СВО работы непочатый край. Да и саму СВО финансировать надо. Освобождённым территориям что, рубли не нужны? Там для людей жалкие 10 тысяч рублей в месяц — уже счастье.

И никакой инфляцией три-пять лишних тысяч старикам в Мариуполе и Херсоне не грозят. Не врите пожалуйста, господа финансисты. Как не врите про то, что нельзя существенно повысить пенсии внутри страны, и вернуть нормальный пенсионный возраст. И работникам Скорой помощи платить гроши — это грех, толкающий их на поборы.

Впрочем, тех кто выросли до немыслимых чиновных высот в условиях коррупции, таким аргументами разве убедишь.

Автор:
Алексей Подымов