Национализм – господствующая идеология в самостийной Украине. Украинский национализм рассматривает противостояние наций как осевую линию развития украинской государственности и потому не может не быть агрессивным.

Где царит национализм, там нет дружбы народов, потому что в атмосфере дружбы национализм задыхается и гибнет, как зло исчезает с приближением добра. Недавнее разрушение памятника российско-украинской дружбе в Черкассах, где автогеном выжгли надпись на фронтоне, – закономерное явление в стране с националистическим строем.

Но украинский национализм лишает украинцев гораздо большего, чем просто дружбы народов. Он лишает их умственных горизонтов, превращая в нацию, не понимающую сути происходящих вокруг страны событий и не способной сделать правильный выбор в сложных политических ситуациях.

На Украине напрямую запрещены или подвергаются молчаливому бойкоту сразу несколько крупнейших философско-идеологических теорий, широкое распространение которых могло бы отрезвить умы многих украинских граждан, показав им, что есть мысли, стоящие необозримо выше идеологии ОУН-УПА* и связанной с ней украинской самостийности.

 

Славянофильство

 

Это оригинальное течение философско-политической мысли XIX века в Российской империи, провозгласившее идею славянского союза против агрессии Запада. Самые известные представители славянофильства (братья Киреевские, братья Аксаковы, Алексей Хомяков, Юрий Самарин) были яркими мыслителями, знакомыми с иностранными языками и немецкой, английской, французской философией.

Как отмечает проф. Юрий Пивоваров, «славянофилы – это то направление русской мысли, которое вернуло ей теоцентричный тип мышления… основа которого – представление о бытии Божием и о его Промысле». Славянофилы были лучшими знатоками Европы своего времени и прекрасно осознавали достоинства и недостатки её и тогдашней Российской империи.

Славянофильство стремилось к утверждению культурной и политической субъектности славянских народов и стран, чтоб они могли на равных разговаривать с Европой. Понятно, что Европе славянофилы не нравились, и она натравила на них традиционных недругов православного славянства – поляков. Именно из польского лагеря полетели в славянофилов стрелы критики, за которой маячили уши западных кураторов. Совсем как сегодня, когда поляки критикуют Россию по заказу Вашингтона.

Славянофилы напоминали тогдашнему обществу, что не так давно жители Галичины и Волыни тоже считали себя русскими, но пали под прессом польско-католической ассимиляции. Хомяков написал в 1839 г.такие строки: «Братцы, где ж сыны Волыни? Галич, где твои сыны? Горе, горе! их спалили. Польши дикие костры; их сманили, их пленили Польши шумные пиры. Меч и лесть, обман и пламя их похитили у нас. Их ведёт чужое знамя, ими правит чуждый глас».

Нынешняя украинская пропаганда не допустит, чтобы эти слова, звучащие укором киевской власти, продавшейся Западу за шумные пиры и следующей чуждому гласу евроинтеграции, достигли ушей украинских граждан. Поэтому славянофильство на Украине под негласным запретом.

 

Коммунизм

 

Коммунистическая идеология находится на Украине под уголовным запретом, а Зеленский просит коммунистический Китай выступить гарантом безопасности Украины. Получается, государство с преступной коммунистической идеологией будет обеспечивать безопасность демократической Украины? Киевские власти не смущены таким противоречием?

Украинские самостийники забыли, что коммунизм – это не только экспроприация и раскулачивание, но и 8-часовой рабочий день, бесплатное жильё при Хрущёве и Брежневе. Принципиальным украинским антикоммунистам надо отказаться от 8-часового графика и трудиться так, как было до коммунистов (по 12 – 16 часов); выселиться из полученных бесплатно коммунистических хрущёвок, перестать пользоваться брежневскими заводами, аэропортами, железными дорогами и автострадами. Отнимите это всё у Украины и увидите её голой и нищей, потому как промышленным потенциалом Украина обросла при коммунистах.

 

Евразийство

 

После того как при «оранжевом» президенте Ющенко харьковские евразийцы снесли с помощью трактора памятный камень в честь карателей ОУН-УПА, евразийство на Украине тоже под запретом. Притом что среди евразийских идеологов были уроженцы территорий современной Украины Пётр Савицкий (родился в Чернигове), Георгий Флоровский (родился в Елисаветграде, сейчас — Кропивницкий), Дмитрий Святополк-Мирский (родился под Харьковом).

Евразийство опасно для Украины тем, что провозглашает политическую и культурную ориентацию на Восток, считая европейство и всякое западничество гибельным для восточных славян. Зародившись в первой трети ХХ века в среде белогвардейской эмиграции, евразийство видело в монгольском правлении на Руси не иго, а испытание, принесшее благо, – превратило раздробленную Русь в централизованное государство, а в союзе Александра Невского с Ордой и его войне с тевтонами – высший геополитический смысл, определивший судьбу Евразии, куда территориально входит и Украина, как отдельной самодостаточной цивилизации, которая «не Запад, и не Восток». Монголы забирали только имущество, тевтоны же хотели забрать душу русичей, окатоличить их и мечом заставить отречься от православия.

Модернизация без вестернизации, в том числе без вестернизации в культуре и самосознании, – таково главное кредо евразийства. Присосавшиеся к западной кормушке украинские политиканы сразу же увидели в этом лозунге угрозу своему благополучию. Им, кормящимся от разных фондов, выделяющих Украине деньги на проведение т.н.демократических реформ, евразийство кажется смертельно опасным, ибо призывает смотреть на Европу и всю западную цивилизацию критически, а не униженно подобострастно. Евразийство мешает держать миллионы украинцев в идеологическом рабстве и молиться на Европу как на высшее божество, и потому Киев тщательно скрывает от своих граждан евразийскую философию и евразийскую геополитику. А ну как украинцы поймут, что ползать в ногах у европейцев – это вовсе не «гідність», а обыкновенный позор?

 

О том, как обустроить отношения православных славян с коллективным Западом, славянофилы ответили ещё два века назад. Евразийство дополнило славянофильские идеи, что-то из них отбросив, что-то сохранив, прежде всего понимание хищнической природы западной цивилизации. Коммунисты, при всей неоднозначности этой идеологии, превратили сельскую Украину в промышленную республику. Отказавшись от столь могучего интеллектуального и промышленного наследия, пойдя гибельным путём евроинтеграции, Украина умственно и экономически захирела.

Украинская самостийность – это хуторянская зашоренность, помноженная на ненависть к соседу и отречение от собственных корней. Запретив славянофилов, евразийцев и коммунистов, Киев не придумал ничего, кроме злобно-примитивной бандеровщины. Интеллектуальная жизнь на Украине задохнулась в националистических миазмах, и Украина не способна более породить ни одной свежей масштабной мысли. Оттого и живёт так, как живёт.

Валерий КОЛЕСНИК