ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР / АГН «МОСКВА»

В автомобильной отрасли России наступает новая эпоха – правительство Москвы заявило о готовности взять на баланс предприятия группы Renault и возродить производство автомобилей «Москвич». Доля Renault в концерне «АвтоВАЗ» перейдёт ФГУП «НАМИ». С одной стороны, уход такого весомого игрока с отечественного рынка несёт негативные последствия, поскольку во многом благодаря французам наш автопром не скончался в XXI веке, а продолжил динамично развиваться. С другой же, как и при любых санкциях или демонстративных уходах, это настоящий шанс для русских автомобилестроителей.

Лихие 1990-е плачевно сказались на всей отечественной экономике. Целый ряд отраслей фактически прекратил своё существование. Особый удар, вне всяких сомнений, понесла автомобилестроительная отрасль. К началу десятилетия концерн «АвтоВАЗ» выпускал 740 тысяч машин в год и обеспечивал личным автотранспортом миллионы людей по всему СССР и социалистическому содружеству. Ельцинские «реформы» привели предприятие в ужасное состояние. За контроль над заводом развернулась настоящая криминальная война, в которой, по подсчётам журналистов-расследователей, погибло около 500 человек (то есть больше, чем потеряла Великобритания в Фолклендской войне). При этом качество продукции вызывало всё больше вопросов и породило массу анекдотов…

Русский автопром и варяги

Новую жизнь в АвтоВАЗ вдохнули иностранные инвесторы из французской компании Renault Group. До второй половины 2000-х завод производил допотопные модели, разработанные на основе платформ начала 1980-х и фиатовской платформы середины 1960-х. С приходом французов ситуация поменялась. Именно на «инвесторский» период приходятся Lada Largus, Lada Vesta, Lada XRAY. Однако условия, которые поставил европейский бизнес, были по-настоящему унизительными. Завод-гигант русского автопрома стал, по сути, сборочным цехом для Renault. До 2014 года здесь не внедрялись новые технологии, не переносились на нашу почву. В каждый кризис, будь то 2008-2009, 2015 или 2020 годы, объём выпуска машин существенно проседал. Число занятых на производстве за два десятилетия сократилось более чем втрое, а экспорт за последние 10 лет упал в два раза. Не мог похвастаться АвтоВАЗ и финансовой устойчивостью – с 2012-го чистая прибыль фиксировалась лишь четыре календарных года, причём не сказать, что весьма существенная.

Правда, стоит отдать должное компании Renault. С 2014 года они многое сделали для того, чтобы «русифицировать» концерн и увеличить степень локализации производства. Когда правительство давало добро на существование своеобразного тольяттинского сборочного цеха иностранных автомобилей, французы занимались обыкновенной сборкой. Когда потребовало нарастить локализацию, западные предприниматели сделали это. Модели Lada имеют самую высокую в России степень локализации производства. При максимальном балле 8800 Lada Granta набирает 4600. Для сравнения: собираемые в Санкт-Петербурге Toyota Camry или Rav 4 едва дотягивают до 1000.

Увы, в общем и целом взаимовыгодное сотрудничество французской компании и русского государства было прервано из-за санкционной войны, развязанной Вашингтоном и Брюсселем после начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Концерн объявил об уходе из нашей страны. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о готовности взять на баланс предприятия группы Renault и возродить производство автомобилей «Москвич». Доля Renault в концерне «АвтоВАЗ» перейдёт ФГУП «НАМИ».

Россия и Европа с точки зрения экономики вполне могут стать идеально сообщающимися сосудами. Экономический рост ЕС невозможен без дешёвых русских энергоносителей, нам же будет непросто без европейских высоких технологий. Но раз пошла такая пьянка, как говорится, делать нечего, – «Не жили хорошо, не надо было и начинать».

Renault Group попала под перекрёстный огонь американцев и представителей киевского режима. Выступавший перед французским парламентом президент Украины Владимир Зеленский особо подчеркнул недопустимость сотрудничества с Россией в автомобильной отрасли. Давление со всех сторон невероятное, поэтому вряд ли можно сказать, что французы уходят с песнями и плясками. Возможно, для кого-то это станет открытием, но русский рынок – второй по объёму для Renault после Франции. У себя на исторической родине за 2021 год компания продала 521 тысячу автомобилей, в нашей стране – 482 тысячи. Третий по значимости рынок, Германия, – почти в три раза меньше (177 тысяч автомашин). Да и продать свою долю (67,6%) не так-то просто. «Ростех», имеющий в собственности 32,3% акций, находится под санкциями Европейского союза и США. Такие проблемы французским бизнесменам явно были не нужны.

Что с того?

Чёткой перспективы у АвтоВАЗа после ухода «Рено» нет. Как всегда, шансы 50 на 50. С одной стороны, конечно, это серьёзный удар. Как пишут обозреватели журнала «Эксперт», налицо возвращение АвтоВАЗа в производители машин сегмента «ниже некуда». Но – в современного. С относительно новым модельным рядом, современной системой управления (в том числе управления качеством) и свежим оборудованием. И в нишу, почти свободную от конкуренции.

Внутренний рынок будет обеспечен отечественным автопромом полностью – в этом нет никаких сомнений. Узбекский Ravon вряд ли сможет посоперничать, китайские же предприятия либо ушли в другой, более высокий сегмент, либо сохранили прежнее низкое качество. Однако нам нужно высокотехнологичное автомобильное производство, в том числе для экспорта. Сейчас, когда наработана серьёзная база, уже русский менеджмент может проявить инициативу и поднять предприятие на новый уровень. Собственно, так и было в 1920-1930-х годах, когда индустриализация во многом стала возможной благодаря приходу западных специалистов. Однако от их услуг быстро отказались, подготовив с их помощью свои кадры. Экзамен на прочность такая схема выдержала в годы Великой Отечественной войны.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ