ФОТО: DANNYFALSE / SHUTTERSTOCK.COM, СКРИНШОТ КАДРА ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА ПОЛА ВЕРХОВЕНА «ИСКУШЕНИЕ» / YOUTUBE.COM

Сперва соцсети, а потом информагентства сотряс «культурный» скандал, посвящённый откровенно кощунственному фильму дутого голландского «мэтра» Пола Верховена «Искушение» (в оригинале Benedetta). Не успела православная общественность набрать воздуха для возмущения внезапным разрешением к прокату антихристианской порнокартины, уже запрещённой годом ранее, как из Министерства культуры последовал столь же внезапный реприманд.

Времена, конечно, меняются. Помнится, в 1997 году, презрев неоднократные протесты духовенства и верующих Русской Православной Церкви, представителей других религий и даже личную просьбу Патриарха Алексия, телекомпания НТВ показала в прайм-тайм богохульный фильм «Последнее искушение Христа» Скорсезе. НТВ вскоре переформатировали, а его хозяин Владимир Гусинский, посидев в Бутырке, убежал из страны, потеряв половину собственности, в стране же случился дефолт и «вторая чеченская». Бог поругаем не бывает.

Сегодня столь откровенный вызов верующим со стороны центральных телеканалов уже трудно себе представить, но адепты бескрайней «творческой свободы» (а на самом деле – проводники мировой апостасии и Содома) в России очень даже остались. И по недоразумению сидят ещё в довольно значимых чиновничьих креслах. Именно отсюда – попытка выпустить «хоть тушкой, хоть чучелом», не на широкий экран, так в онлайн-платформах и соцсетях антихристианский фильм «Искушение» голландского режиссёра-эротомана Пола Верховена.

О чём кино?

Сценаристы позаимствовали фабулу из книги специалиста по Ренессансу Джудит К. Браун «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения». В академическом исследовании Браун рассказывает о реальной истории итальянской аббатисы Бенедетты Карлини, которая вовлекла в извращенскую связь другую монахиню, а возвысилась в монастыре путём мошенничества: сама наносила себе раны, выдавая их за стигматы. Её судили церковным судом, приговорив к пожизненному заключению.

Режиссёр фильма превратил эту печальную историю в глумливое псевдофилософское и антиклерикальное кино с элементами порнографии и бескомпромиссного богохульства. Его главная героиня – будущая аббатиса с детства как бы «избрана Богом», творя чудеса. Что не мешает ей испытывать сексуальное влечение ко Христу, награждающему её стигматами. А также заниматься лесбийской «любовью» с послушницей, которая по фильму (в жизни было наоборот) соблазняет её своим телом.

Пересказывать все перипетии этой гнилостной киношки мерзко, да и нет смысла. Достаточно сказать, что две монахини-лесбиянки удовлетворяют друг друга деревянным фаллоимитатором, выструганным из фигурки Девы Марии, подаренной Бенедетте в детстве матерью. Апофеозом глумливого феминизма становится сон героини, которая снимает с Христа набедренную повязку и видит не мужчину, а… женщину. Разумеется, всё это подаётся создателем «клубничных» лент «Основной инстинкт» и «Шоугёрлз» как торжество свободной любви над «лицемерной тоталитарной Церковью» (в данном случае – католической) и «мракобесным», «античеловечным» христианством вообще.

Фильм «Искушение» был номинирован в прошлом году на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Однако приз не получил: несмотря на шумиху, поднятую вокруг него, жюри фестиваля сочло картину неудачей Верховена. Видимо, даже европейские кинокритики не смогли ради мейнстрима перешагнуть внутреннее ощущение брезгливости от кино, в котором искусство очень уж явно принесено в жертву бесноватой похабщине. И вот такую мерзость почему-то упорно хотели преподнести отечественному зрителю наши чиновники от кинопроката.

Борьба с «Искушением»

Напомним предысторию, летом прошлого года франко-голландский фильм «Искушение» режиссёра Пола Верховена появился в прокатном списке Минкультуры и 7 октября должен был выйти в широкий кинопрокат. Помешала этому активная позиция православного движения «Сорок Сороков» и его лидера Андрея Кормухина, подавшего в министерство жалобу на картину с обоснованием её противоречия Конституции и Стратегии национальной безопасности России. Помимо этого в Минкультуры и другие властные органы поступили массовые обращения граждан с протестом против показа. В итоге 17 сентября 2021 года Министерство отказало ООО «Капелла Фильм» в выдаче прокатного удостоверения на основании подпункта «ж» пункта 18 правил выдачи удостоверений. Он предусматривает отказ «в иных определённых федеральными законами случаях», не детализируя их.

Православная общественность вздохнула с облегчением, но, как выяснилось, рано. В либеральной прессе тем временем прошёл ряд рецензий-публикаций в защиту запрещённого фильма. Например, кинокритик Егор Беликов писал:

«Искушение» ярчайшим образом доказывает, что для искусства нет и не может быть никаких запретных тем, точно так же, как невозможно оскорбить чувства верующих, если эти верующие действительно веруют, а не торгуют своими религиозными взглядами на публику.

Дмитрий Быков в закрытой ныне «Новой газете» откровенно стебался:

Действие фильма происходит в католической стране и демонстрирует всю степень греховности властолюбивой монахини XVII века, а потому скорее льстит чувствам православных верующих.

Но пока либеральные критики вяловато бухтели «после драки», кто-то готовился взять хотя бы частичный реванш. И вот, как снег на голову, свалилась информация о том, что «Искушение» в феврале втихую получило «прокатку» Минкультуры для отечественных онлайн-кинотеатров без каких-либо ограничений к распространению на территории России с чисто символической отметкой «18+». И два месяца им уже «наслаждаются» в интернет-кинотеатрах «Окко», «IVI», «Кинопоиске» и расшаривают по соцсетям. Однако буквально через пару часов, после того как начала подниматься буча, пришла оперативная реакция от Минкультуры – прокат фильма остановлен:

В результате проверки деятельности департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации были выявлены нарушения, связанные с выдачей прокатного удостоверения.

В ведомстве отметили, что сотрудник «допустил халатность» и был уволен. В министерстве пояснили, что содержание картины «не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации, а именно федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В качестве подписанта в карточке прокатного удостоверения указана заместитель министра культуры Ольга Ярилова, координирующая, в частности, деятельность департамента кинематографии и цифрового развития. Директору этого департамента Светлане Максимченко «был объявлен строгий выговор».

Глава движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин признался «Первому русскому», что  совершенно не ожидал и был приятно удивлён такой быстротой реакции Минкультуры:

Мы уже думали, придётся по новой проходить все протестные круги ада, борясь за отмену проката этой гадости.

Ну что ж, свет одолел тьму, дело, как говорится, «исперчено»? Так-то оно так. Только вот слово «ошибка» по отношению к выдаче «прокатки» фильму, уже засветившемуся в публичном скандале, немного напоминает оксюморон. Прохождение прокатного удостоверения – целая бюрократическая коллективная процедура и зависит не от одного ошибшегося «стрелочника».

Дама интересная. Во всех отношениях

Между тем стоило бы повнимательнее присмотреться к даме, отделавшейся в этой истории «строгачом». Например, в 2012 году Светлана Максименко принимала активное участие в «белоленточном движе» на Болотной площади. Будучи региональным директором Всемирного общества новостного дизайна (Society for news design) в России, она руководила в качестве главреда «болотной» газетой «Акция», печатавшей интервью с Ильёй Яшиным, Марией Гайдар, Ильёй Пономарёвым, «дебаты» Алексея Навального* и рекламу ФБК** на первых полосах. А также топ «10 лучших приложений для участника протестного митинга» и многое другое.

Прямо с «Болота» эту даму взял в столичный Департамент культуры Москвы небезызвестный Сергей Капков – яркий представитель «шестой колонны», твёрдый приверженец гейропейских ценностей, покровитель Кирилла Серебренникова и патрон «секты урбанистов». С началом СВО, кстати, замеченный в Израиле. На своей московской должности Максименко ярко проявила себя в раскрутке движения «MeeToo» (в поддержку женщин, подвергшихся харассменту), бодипозитива, темы «домашнего насилия» – совместно с Софьей Гудковой, экс-женой Дмитрия Гудкова и Сергея Капкова. А ещё «зарисовками об обществе цензуры», показами «протестного грузинского кино», фестивалями радикальных феминисток и другими «рукопожатными» делами. Уже в Минкульте её либеральное «портфолио» пополнилось поддержкой печально известных фестивалей «Артдокфест» Виталия Манского и содомитского кинофестиваля «Бок о бок».

Спрашивается, так случайно ли именно из её департамента «выпорхнуло» прокатное разрешение антихристианскому кинопорноизделию Верховена? И достаточно ли «строгача» за такие «ошибки»? Вот что сказал «Первому русскому» по поводу этой истории народный артист России, режиссёр и депутат Госдумы Николай Бурляев:

Примеры такой антихристианской, антиисторической, развращающей кино- и театральной продукции былых лет у нас на слуху. Такие рецидивы либеральной эпохи, которая, как мы надеемся, безвозвратно уходит, будут некоторое время повторяться. Дух либеральной безответственности ещё витает в чиновничьих коридорах. Но чиновникам придётся понять, что Россия перешла в другую фазу своего развития. Безответственное отношение к тому, что допускали на наши экраны, что поддерживали госфинансированием, должно кардинально измениться. Теперь им придётся относиться к своим поступкам ответственно… Я считаю, что министерским чиновникам при приёме надо устраивать продуманные экзамены, тогда будет меньше таких «ошибок».

Что с того?

История с «Искушением» являет собой яркий пример того, как изменились времена. Точнее, мы находимся в самой сердцевине этих перемен. Разветвлённое либеральное лобби, несмотря на понесённые уже потери, достаточно сильно и влиятельно, и с ним предстоит нелёгкая борьба. Причём, как показывает опыт, активный напор «снизу» ныне способен продавливать выстроенные «пятой колонной» барьеры, которые ещё недавно казались непробиваемыми.

Государство, пусть и не в полной пока мере, но реагирует на народные вопросы и возмущения. Да, пока нам ещё рано констатировать «мы здесь власть», как не без оснований орали недавно на площадях наши «светлоликие» оппозиционеры. А их распорядители иронично посматривали на них из окон своих больших кабинетов. Первые уже далече, но и вторые «на выходе». Надо помочь им освободить кабинеты для совсем других людей.

__________________________________________________________________

* Включен в список террористов и экстремистов.

** Экстремистская организация, запрещённая в России, выполнявшая функции иностранного агента.

АНДРЕЙ САМОХИН