На фоне продолжающего набирать обороты конфликта с Западом, в котором Украине отведена роль в лучшем случае бикфордова шнура, самопровозглашённые доморощенные деятели культуры принялись разъезжаться кто куда. При этом гипертрофированное самолюбие мешало им сделать это тихо, а так как народные литавры по непонятной для них причине молчали, то аккомпанировали они себе сами.

Конечно, именовать этих пассажиров деятелями культуры можно исключительно с натяжкой, но говорил же незабвенный Иосиф Виссарионович, что «других писателей у меня для вас нет». В самом деле, отечественные творцы своей известностью обязаны отнюдь не таланту, т. к. вся эта диссидентствующая орава, якобы боровшаяся с кумовством в Союзе, воспарила благодаря как раз этому самому кумовству, телевизионной тусовке и умению наводить мосты с нужными, как говорил Аркадий Райкин, «уважаемыми» людьми.

К примеру, «режиссёр», правда, без режиссёрского образования Кирилл Серебренников стал художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя не путём каких-нибудь выборов или конкуренции с иной кандидатурой. Кирюша был безальтернативным назначенцем главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова. При этом всей труппе театра, возмущённого этим фактом, буквально выкрутили руки. Это позже Серебренникова, прославившегося только скандально-бездарными постановками на грани порнографии и финансовыми хищениями, позиционировали как жертву режима…

Кстати, Серебренников уже покинул Россию, а некоторые издания утверждают, что за своим «любимцем» последовал и Капков. Клевещут, наверное, но уж слишком убедительно.

Сейчас многие стремятся покинуть страну, рекламируя свой отъезд максимально громко. Кому-то это требуется для банального хайпа, кто-то спешит воссоединиться с вывезенными капиталами, а для кого-то эти последние информационные всполохи являются верительными грамотами для западных коллег как сертификат верности русофобскому курсу.

Тут и нафталиновые «звёзды» эстрады вроде Аллы Борисовны и «кинокритики» вроде Антона Долина, знаменитого лишь тем, что его «послал» Ридли Скотт, и «актрисы» из разряда почётной Зулейхи России Чулпан Хаматовой, и «режиссёры» типа Андрея Лошака, последний раз снимавшего фильм во славу компании «Тинькофф»… Постепенно список растёт. Например, недавно Анна Нетребко, оперная певица, после длительной паузы начала открещиваться от России. Скорее всего, это связано с потерянными контрактами.

Истоки патологической русофобии и преклонения перед Западом у самозваных деятелей того, что привыкли именовать культурой, находятся сразу в двух контурах, взаимопроникающих друг в друга. Контур первый — внутренний, характеризующийся нашей тяжёлой историей. Контур же второй зиждется на главном таланте наших геополитических противников — обмане и вездесущем PR. Начнём с первого…

Любили народ, позже себя и народ, а спустя некоторое время только себя…

Всю генетику нашей самозваной интеллигенции можно описать одной ёмкой фразой:

«Сначала они любили народ, позже себя и народ, а спустя некоторое время только себя и презирали народ».

Уже не помню, кто именно так выразился, но фраза весьма объёмная и знаковая. Особенно если всмотреться в совсем недавние речи «нашей» интеллигенции, которая без мата почему-то писать не научилась. Вот что написал «интеллигент» Андрей Макаревич:

«Вижу тявканье по поводу уехавших — Аллы, Максима, Чулпан, Земфиры… Это Россия уехала от вас, муда… (слова непечатные. — Авт.)».

Макаревичу, самоназначенцу от рока, которого еле выпихнули из комсомола по возрасту, верно, виднее. И автор, конечно, не станет дарить ему циркуль для черепов, но это только начало. В общем, в глубины истории низкопоклонства перед Западом нашей «творческой» интеллигенции автор спускаться не намерен. Рассмотрим лишь конец 80-х годов и катастрофическую ломку постсоветского пространства 90-х. Весьма показательные годы.

Макаревич и пиво?

К великому сожалению, СССР к 80-м годам имел подход к творческой «интеллигенции» весьма начётнический и доктринёрский. Идеям Ленина верны? Есть! На этом внимание государства и заканчивалось, а одновременно начиналось финансирование, а также ковался миф о сакральности этих людей. Конечно, присутствие рядом с экзальтированными «творцами» образного комиссара в пыльном шлеме положительно сказывалось на этих самых «творцах», однако рисовало абсолютно иллюзорную картину нравственности этих деятелей.

А как же иначе? Телевидение только государственное. Если показывают Пугачёву или Макаревича, а ещё печатают персон вроде Алексиевич, то само государство одобрило! Так и прививали народу позитивную предвзятость по отношению к «светилам». А «светила», меж тем, становились всё более конъюнктурными, измеряя успех в финансовом отношении. И когда настали «святые 90-е», даже бунтари-рокеры («Алиса», «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и т. д.) пошли во служение Ельцину. Там и ТВ, и деньги, и «народная» любовь.

Константин Кинчев (группа «Алиса») и Борис Ельцин.

С тех пор клан творческой интеллигенции всерьёз возомнил себя владетелями дум. А так как за это время они обросли связями, т. е. «кумовством», за которое и чернили позже Союз, то не то что талант, но даже ремесленные навыки перестали быть мерилом успеха и профессионализма. Будучи замкнутыми в столь тепличном коконе своей тусовки, деятели просто игнорировали реальность и были колоссально оторваны от народа.

Они даже не поняли разницы между президентом, который играет в теннис между запоями, и президентом на татами. Не заметили они и того, как стали вызывать у общества исключительно энтомологический интерес. Иногда такое внимание к себе они на самом деле воспринимали как славу…

Со временем стало понятно, что «ельцинское» время прошло и не быть им на подтанцовке у лидеров страны. Разве что у чиновничьих функционеров куда более мелкого ранга, а ввиду долгого пребывания внутри уютного кокона «деятели» не только не могли конкурировать на «свободном рынке», но даже эксплуатировать советское прошлое уже были не способны. И цифровые технологии с развитием Интернета только усугубили осознание собственной отчуждённости, бездарности и убогости. В разрезе этих фактов прозападная позиция стала неким спасательным кругом.

Покупаем «творцов». Дорого. Washington, D.C.

Конечно, нельзя сказать, что часть нашей творческой интеллигенции деградировала исключительно сама по себе. Огромный вклад в их деградацию, направленную чётко на Запад, координировали наши заклятые друзья из США. Чего у них не отобрать, так это огромного опыта в саморекламе и вербовке «нужных» людей.

Как это ни странно, но в 50-х годах прошлого века на культурном фронте США терпели явственное поражение от Советского Союза. Занятые обогащением собственной экономики во время двух мировых войн, янки внезапно поняли, что страна, вынужденная выпускать комикс-адаптации на великие произведения ввиду малограмотности населения, уступает русским по всем фронтам. Более того, вернувшиеся с войны, ставшие культовыми писатели вроде Джерома Сэлинджер и Джозефа Хеллера не только не стремились поднять звёздно-полосатое знамя, а наоборот, клеймили на чём свет стоит внутреннюю суть американского общества. Хеллер и вовсе заявил в своём романе «Уловка 22»:

«То, что Америка считает здравомыслием, было фактически безумием».

Поэтому, идя в атаку на идеологическом фронте, американские власти поручили немедленно перехватить инициативу проверенным кадрам, т. е. сотрудникам ЦРУ. И старые проверенные шпики не подвели, развернув гигантскую по размахам деятельность, масштабы которой тяжело оценить по сей день.

Крупнейший литературный журнал Британии и США Encounter спустя несколько лет после своего основания настолько погряз в скандалах, связанных с финансированием ЦРУ, что его основатель писатель Стивен Спендер ушёл в отставку, заявляя, что не знал о финансировании. В самом деле, финансирование журнала велось от «Конгресса за свободу культуры», также организованном на деньги… ЦРУ.

«Литературные» журналы для «независимых» мыслителей на деньги и под контролем ЦРУ открывались по всей планете — во Франции, в ФРГ, в Индии, в Японии и т. д. Одновременно с этим стартовала (по скромному мнению автора, действует и сейчас) операция «Пересмешник», целью которой было контролирование СМИ, чтобы вливать массам «нужную» информацию.

Но истинным своеобразным бриллиантом в короне ЦРУ на поприще культуры можно считать взятие под свой контроль международного литературного ПЕН-клуба. И вот в 1966 году, несмотря на все протесты многих писателей, президентом ПЕН-клуба впервые за всю историю становится американец Артур Миллер.

Безусловно, выдающийся драматург и писатель Артур Миллер позже так охарактеризовал своё «назначение»:

«Мне казалось, что правительство хотело моего назначения президентом клуба потому, что они не могли проникнуть в Советский Союз, и они полагали, что следом за мной туда могли отправиться их люди. Первого человека, который когда-то обратился ко мне по поводу ПЕН-клуба — все считали “сотрудником”. Люди говорили: “Да ведь ясно, что этот парень — “агент”».

Однако внутри ПЕН-клуба ещё оставались люди, критически относящиеся к США. Поэтому в том же 1966 году международное совещание клуба провели в Нью-Йорке.

Как ни странно, но независимых, принципиальных и так тонко чувствующих деятелей «рекрутировали» вполне банальными методами: тщеславие и алчность. Съехавшиеся писатели вдруг ощутили всю гостеприимность США. Их селили в самых роскошных гостиницах, кормили в самых шикарных ресторанах, а масштаб упоминаний в СМИ и представить трудно.

«Вдруг» на деятелей культуры полился прямо-таки поток грантов на продолжение их деятельности. «Фонд Форда» выделил американскому отделению клуба 75 тысяч долларов, «Фонд Рокфеллера» ― 25 тысяч долларов и т. д. По тем временам более чем приличные деньги.

И как по мановению волшебной палочки скептически настроенные «деятели» стали более лояльными, если не сказать завербованными. Вот что тогда кричали эти самые писатели в отчёте о проведении совещания:

«Лидерство США в современном культурном пространстве неоспоримо и подтверждено тем фактом, что конгресс проводился в Нью-Йорке».

Конечно, нашлись несогласные. Но им либо заткнули рот, либо использовали в качестве плаката «у нас свобода слова».

В качестве финансирования ЦРУ использовали многочисленные фонды, либо напрямую основанные американскими шпионами, либо аффилированные с ними. Список огромен: Фонд Фарфилда, Фонд «Азия», вышеупомянутый Фонд Рокфеллера, Фонд Хоблитцелла, Фонд Вернона, Фонд Форда…

С этой схемой янки «покорили» и свой же Голливуд. Мало кому известно, но в Голливуде вполне себе нормально действуют офисы Пентагона, ЦРУ и АНБ, без которых никакой фильм о военных или шпионских событиях никто снять не может. Под истошные крики доморощенных кинематографистов о тяжёлой руке власти в США уже почти век снимают картины под всё той же «тяжёлой рукой» власти, правда, американской.

Чтобы не показаться голословным, автор приведёт вполне конкретный пример. Так, бывший агент ЦРУ Роберт (Боб) Баер, ныне писатель, назвал сотрудничество Голливуда с ЦРУ «симбиозом». Кстати, для голливудских звёзд экскурсии организуют на самом высоком уровне. Бена Аффлека и Моргана Фримана по «закоулкам» ЦРУ водил сам Джордж Тенет, директор управления. А когда готовился очередной сезон сериала «Родина», то всю съёмочную группу на несколько дней поселили в Лэнгли…

Любопытно, какой адский визг был бы поднят, если бы наших киноделов хотя бы на сутки завезли на Лубянку?

Доходные места пустыми не бывают

Показательно, что ПЕН-клуб, благоденствующий и ныне, в странах бывшего Советского Союза не снижает накала. Правда, раньше они были антисоветскими, а сейчас в лучшем случае антироссийские, если не русофобские.

К примеру, на Украине ПЕН-клуб длительное время возглавлял Мирослав Франкович Маринович, уроженец Львова и, как полагается, ярый антисоветчик и русофоб. Маринович всеми фибрами души поддержал майдан 2014 года, а во времена своей молодости был одним из организаторов Украинской Хельсинской группы, потому прослыл правозащитником. Забавно, что он основал эту группу с другим «правозащитником» Левко Лукьяненко, прославившемся лишь тем, что он предложил ввести расовые законы, дабы украинки не выходили замуж за иностранцев, особенно негров.

Мирослав Маринович.

В Грузии главой ПЕНа является поэт и евроинтегратор Паата Шамугия. Как поклонник Европы Паата считает, что помехой процессу вхождения Грузии в «европейскую семью» в том числе является и Россия, а заодно и грузинская православная церковь, которая негативно относится к ЛГБТ.

Белорусский ПЕН тоже не отстаёт. В 1989 году членом этой конторы стала Светлана Алексиевич. О приспособленчестве этой «барышни» можно книги писать, но интересно другое. Сначала она стала практически главой белорусского филиала ПЕН, а в 2019-м была назначена, видимо в качестве оценки за труды, вице-президентом международного ПЕН-клуба. Правда, прикармливать эту даму начали давно.

В 1996 году Алексиевич получила премию от шведского ПЕН-клуба «За мужество и достоинство в литературе». А уже в 2015 году писательница стала нобелевским лауреатом по литературе с формулировкой «За её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Сейчас она скрывает своё «мужество» где-то в Европе…

Кстати, после известных событий неудачного майдана в Белоруссии местный ПЕН был ликвидирован по суду. А вот действующий заместитель председателя ПЕН-центра Татьяна Нядбай заявила, что считает данное решение «наградой и признанием нашей деятельности» и добавила, что организация продолжит работу. Впрочем, от Танечки, позирующей на фоне националистического бело-красно-белого флага, ожидать иного и не приходится.

Татьяна Нядбай.

В общем, и наш ПЕН-клуб ещё та контора, которая регулярно пишет всякие воззвания, позже их опровергает, якобы отдельные члены подписали и т. д. К примеру, некоторое время вице-президентом организации была небезызвестная Людмила Улицкая, занявшая откровенно антироссийскую позицию ещё со времён возвращения Крыма. «Наруководила» Людмила порядком настолько, что сейчас вообще непонятно, есть «центр» или нет. Хотя, быть может, оно и к лучшему. Ведь в нашем ПЕНе, как ни странно, были и такие «выдающиеся» писатели, как Акунин, Шендерович и Пархоменко. Сама Улицкая, по некоторым данным, сейчас в Берлине.

Нам одним так повезло?

Порой покажется, что нам одним так «повезло». Но не тут-то было. В какие бы национальные одежды ни рядились творцы из стран бывшего Советского Союза, патриотами они не являются. Это ошибка фундаментальная. Подмена патриотизма на банальную русофобию. Стоит взглянуть на экономическое и промышленное состояние наших соседей, как всё становится ясно. За 30 лет эти «патриоты» не смогли построить ничего путного.

Более того, на Украине просто нельзя быть писателем, если ты не антироссийский. И неважно, о чём ты пишешь. Вот «детские» писатели — Татьяна Пакалюк, Олег Витвицкий, Михаил Карасёв и, конечно, Лариса Ницой. С последней всё ясно, но и другие весьма любопытные персонажи.

Пакалюк ― автор эпохальной поэмы «Приключения маленького укропчика» про маленький самолётик, попавший в плен и объявивший голодовку. Витвицкий написал целый цикл книг о приключениях мальчика Алярмика (от немецкого слова аlarm), юного бандеровца. А Карасёв запомнился блестящими стихами:

«Вова пёсика убив.

Хто осудить Вову?

Пёсик вчити не хотів

Українську мову».

Всё лучшее, как говорится, детям. Что же говорить о «серьёзных» авторах? Там всё ещё печальнее. Юрий Андрухович, Андрей Курков, Андрей Кокотюха, Сергей Жадан… В их соревновании в ненависти к России чемпионов найти трудно, стараются все.

Лариса Ницой, детская писательница.

Поэтому удивляться песням Андрея Данилко о Бандере и его убогим интервью с Гордоном смысла нет. Это закономерность. Такова система. Вера Брежнева (урождённая Галушка), продюсер Александр Роднянский, состряпавший такие отвратные картины, как «Левиафан», Чулпан Хаматова, графоман Дмитрий Быков, Екатерина Варнава, София Ротару и т. д.

И западные счета этих лиц не имеют столь крупного значения, сколько им придают. Они изначально были интегрированы в систему, складывающуюся десятилетиями из множества факторов.

Сергей Монастырёв