По информации СМИ, Минобороны Польши доукомплектовывает контрактниками подразделения, которые дислоцируются на границе с Украиной. Не исключено вмешательство поляков в происходящее на Украине и вовсе ей не во благо.

Перед Варшавой стоят два варианта выбора: либо попытаться под шумок забрать «восточные кресы» (регионы Западной Украины, бывшие некогда под польским господством), либо оказать ВСУ непосредственную поддержку для сохранения политического контроля над украинской государственностью и стратегического контроля над пространством, которое это государство занимает.

Второй вариант Варшава уже озвучила, призывая ввести на Украину «миротворческую миссию» НАТО, численностью 10 тысяч военнослужащих, которая, как подчеркнул вице-президент Ярослав Качиньский, будет в состоянии вести оборонные боевые действия. Своих солдат согласились отправить Литва и Дания. По замыслу Варшавы миссия создаст бесполётную зону над западными областями Украины и проложит «гуманитарные» коридоры. По ним, конечно же, в Западную Украину потекут реки оружия из Польши и других западных стран, а Западная Украина станет дубликатом прежней Украины, только в ещё более русофобской, и будет предназначена Западом для того же, для чего предназначалась большая Украина – быть злобной анти-Россией.

Брюссель пока не поддержал Польшу, заявив, что НАТО ни при каких обстоятельствах не будет непосредственным участником конфликта. В Польше, видимо, забыли, что миротворческие миссии вводятся с согласия обеих сторон конфликта, а не по почину тех, кто хочет разжечь пожар очередной мировой войны.

Тем временем Зеленский договорился с поляками об организации для украинских военных учебных центров в Польше, где их будут обучать обращению с западными образцами оружия, в первую очередь противовоздушного и противотанкового. США и Великобритания ранее указывали на недостаток квалификации у украинских военных для использования поставляемого оружия. На Украине ввиду метких ударов ВКС РФ открывать такие центры опасно.

Варшава подключила к делу беглую белорусскую оппозиционерку Светлану Тихановскую. Она приехала в Польшу из Литвы, где изображает из себя легитимного президента Белоруссии. Вместе с бывшим министром иностранных дел Белоруссии, откровенным русофобом Павлом Латушко Тихановская агитировала белорусских националистов, окопавшихся в Польше после неудачной попытки государственного переворота в Минске в 2020 году, ехать воевать за Украину. Спасаясь от справедливого наказания, в Польшу сбежали члены экстремистских группировок «Молодой фронт», «Белый легион» и т. п. Их-то Тихановская и хочет видеть в рядах нацбатов на Украине.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров по поводу желания Польши обзавестись миротворческой миссией на Украине отметил: «Не исключаю, что, когда они говорят о миротворцах, наверное, имеется в виду их границы – запад Украины. Может, хотят миротворцев ввести, во Львове штаб-квартиру сделать, потом там остаться. У них такие мысли витали, и не только мысли – такое было в прошлом».

Украинская политика Польши состояла из двух магистральных направлений: одно требовало работать на возврат украинских земель в состав Польши и, таким образом, возродить Речь Посполитую; другое, напротив, ратовало за сохранение украинской самостийности, поскольку такая Украина была во всём покорна Западу и служила буфером, отделяющим Польшу от России. При этом Польша могла использовать Украину как политический плацдарм против России, Россия же использовать Украину не могла, потому что самостийная Украина понималась как анти-Россия.

Второе из выше обозначенных направлений зародилось в 1950-х в среде польской политической эмиграции на Западе и получило окончательный интеллектуальный перевес в 1970-х. Постсоциалистическая Польша взяла эту концепцию на вооружение и неукоснительно её придерживается до сегодняшнего дня. Концепция получила название ULB: Украина – Литва – Белоруссия.

Отрыв от России этих трёх республик с укоренением в них русофобской идеологии объявлялись непременными условием обеспечения национальной безопасности Польши.

Концепции ULB Варшава следует последние тридцать лет, но возможно, что в неё будут внесены коррективы с учётом меняющейся геополитической обстановки. Беглый депутат Верховной Рады Илья Кива сделал видеозаявление о том, что прикормленные режимом Зеленского высокопоставленные лидеры националистических группировок («Азов» и др.) планируют свержение президента с дальнейшим уходом в Западную Украину, где при поддержке ЕС будет учреждено новое украинское государство в усечённом формате в случае распада нынешней Украины.

О возможности появления буферного западно-украинского государства рассуждают и в польской прессе. Так, Рональд Ласецкий (Ronald Lasecki) в статье «Польская восточная политика в изменившемся европейском порядке» на страницах издания Myśl Polska («Польская мысль») пишет, что буфером между Польшей и подконтрольной России части Украины могут стать Житомирская, Хмельницкая, Ровенская и Волынская области, где проживает более 60 тысяч этнических поляков, при этом самым «польским» регионом Украины является Житомирская область.

Усечённая Украина в составе вышеупомянутых областей с Галичиной, Буковиной и Закарпатьем впридачу имеет шансы на выживание, считает Ласецкий. Это 140 тысяч кв. км и 12 млн жителей. Зато Галичина с её 50 тысячами кв. км и 5 млн жителей «должна оказаться в орбите польской экономики и цивилизационного влияния». Это означает, что Польша получит полный контроль над галичанскими националистами и будет управлять ими, как ей будет выгодно. Справится ли Польша с таким заданием? Вопрос остаётся открытым. В 1920-1940-х не справилась.

Галичину поляки считают колыбелью польской культуры. Так получилось, что очень многие гении польской музыки, живописи, литературы и науки родились здесь (поэты Словацкий, Крашевский, философ Айдукевич и др.). Львов в Польше называют semper fidelis (по-латыни «вечно верный»). Для польского национального сознания Львов и Галичина – это польская земля. Заполучить её обратно – мечта всякого польского патриота. Как видим, на уровне общественной публицистики уже обсуждаются варианты, как это может произойти.

Во избежание продолжения конфликта Ласецкий предлагает разместить на Западной Украине вооружённую миссию ОБСЕ в составе французских и немецких солдат. В отличие от Лондона и Вашингтона, Париж и Берлин не хотят полномасштабной войны в Европе и будут стараться закрепить новоиспечённое украинское государство на карте мира, что будет отвечать интересам Варшавы. В качестве идеального сценария Ласецкий мечтает также об отрыве от России Калининградской области с присоединением её к Польше. О том же заявил бывший замминистра обороны Польши генерал Скшипчак, назвавший Калининградскую область польской землёй, оккупированной русскими.

Статья в Myśl Polska не является отсылкой к официальной позиции Варшавы в украинском конфликте, но сам факт её появления говорит о внутренних изменениях в польском политологическом сообществе. Говорится то, о чём совсем недавно было неприлично говорить, ставятся под сомнение господствовавшие до этого геополитические аксиомы.

Украина в руках клоуна Зеленского может стать спусковым крючком третьей мировой войны и вряд ли украинское государство переживёт такую войну. Западные партнёры киевского режима делают всё, чтобы мира на Украине не было. Польша в этом гнусном деле старается быть впереди всех.

На заглавном фото: совместные учения польских и американских военнослужащих на полигоне Новая Демба

Владимир ДРУЖИНИН