ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР / АГН «МОСКВА»

Скупка гречки, сахара, консервов и прочих товаров первой необходимости частью нашего населения – признак того, что генетическая память сильнее любых разумных аргументов. Россия практически полностью обеспечивает свою продовольственную безопасность. Сельскохозяйственное производство с 2014 года шагнуло далеко вперёд. Скупать товары, которых и так в достатке, совершенно бессмысленно. Тем не менее эффект толпы никто не отменял. Государство не удосужилось объяснить населению, что сахара в избытке и Россия втрое нарастила его производство за 10 лет – результат налицо.

Крайности практически всегда ошибочны. Коронакризис 2020 года и последовавшие за этим ажиотаж и паника среди значительной части населения убедили в полной необоснованности двух идеологий – анархизма и либертарианства. Те, кто стремится умалить роль государства, руководствуясь левацкими или ультралиберальными стереотипами, начисто игнорируют роль психологии толпы, которую кто-то должен контролировать. Кризисные ситуации показывают это предельно чётко.

Бежать за гречкой и сахаром – глупо

Именно в такой ситуации мы живём сейчас – в период проведения специальной военной операции на Украине и введения жесточайших антирусских санкций против России со стороны Соединённых Штатов Америки и Европейского союза. Государство в полной мере исполняет свои социальные обязательства и принимает все возможные действия для смягчения удара (верные шаги делают даже системные либералы, прижатые к стенке сложившимся положением).

Но у людей срабатывает генетическая память. Если говорить объективно, спокойная жизнь наших соотечественников в XX столетии началась только в 1960-х годах и закончилась на исходе 1980-х. До этого – несколько революций, гражданская война, голод, разруха, коллективизация и репрессии, война, ещё один голод. С конца 1980-х – тотальный дефицит и крах советской экономики, затем лихие 1990-е с их ужасами.

Надо говорить как есть: скупка продуктов – гречки, сахара и всего подобного – это стандартная реакция для людей старшего поколения. Потому что тех, кто моложе 35 лет, скорее всего, вы в магазине с огромными тележками сахара или гречки не встретите. Люди постарше привыкли к тому, что в кризис неминуемо будет дефицит. В принципе, можно сказать, что он и создаётся из-за таких скупок. Потому что иногда мерчандайзеры магазинов просто не успевают. Они выкладывают свои резервы, и иногда их скупают столько, что просто физически остаётся только ждать следующей поставки. Но и отрицать, что, например, цены на сахар выросли, тоже нет никакого смысла. Об этом говорят и в ФАС, об этом говорят и в правительстве. Об этом особенно громко кричат кондитеры, которые уже призывают ретейл повысить цены примерно на четверть, треть из-за того, что дорожает всё сырьё: и мука, и сахар, и все остальные ингредиенты, которые используются при подготовке десерта,

– заявил в комментарии Первому русскому телеканалу Царьград независимый эксперт Алексей Кричевский.

По факту эта паника – просто плод воображения людей. Потому что никакого дефицита в продуктах не может быть. Во-первых, у государства достаточно запасов, во-вторых, вывоз огромного количества товаров агропромышленного комплекса сейчас либо полностью запретили, либо он разрешён в исключительно страны Евразийского экономического союза.

Кроме того, ещё не было ни разу в современной истории России такого, чтобы действительно был дефицит гречки. Даже в трудные для всех русских людей 1990-е. К тому же люди не совсем понимают, что потом делать с закупленными продуктами.

Мы помним, как в 2014 году была такая же история с сахаром и гречкой, как в пандемию скупали туалетную бумагу и ту же гречку, думали, что это всё надолго. Примерно такая же история сейчас. Поэтому де-факто это паника, которая создаётся самими людьми. Это не паника извне, это просто ажиотажный спрос, который по факту никаких глобальных причин не имеет,

– подчеркнул аналитик.

Что с того?

Простые люди не совсем виноваты в том, что ведомы страхом – на то они и простые люди. Вопросы есть к нашему государству, которое не проявляет должного усердия в деле информирования населения. Власть должна регулярно информировать граждан, что сахара в наличии – просто завались. Его действительно предостаточно на складах. А поскольку государство это не объясняет, люди думают, что его нет. За 2010-е годы производство данного вида сельскохозяйственной продукции увеличилось в три (!) раза, им полностью обеспечены все ретейлерские сети. Агропромышленный комплекс в наше время – на подъёме. Бежать и опустошать полки, словно ополоумевший, не надо.

Это же актуально и в других случаях. Например, в валютной сфере. Как видим, истерия на рынке постепенно уходит. Если 27 февраля за 1 доллар давали 85,53 рубля, то 7 марта – 139 рублей. По состоянию на 16 марта курс отыграл назад – теперь дают около 108 рублей. Скорее всего, в пределах 100-110 всё и устаканится в среднесрочной перспективе. В банковском секторе – аналогично. Даже попавшие под санкции денежно-кредитные организации работают в штатном режиме, отключение Visa и MasterCard людей фактически не затронуло. Зато миллионы, если не десятки миллионов людей, в панике бежали к банкоматам снимать «наличку».

В общем, исчезнут со временем и «гречневые алармисты».

***

Первый русский телеканал Царьград объявляет флешмоб. Мы возрождаем такой подзабытый инструмент, как народный контроль. В условиях проведения специальной военной операции на Украине и санкционного давления Запада спекуляции на рынке социально значимых товаров неприемлемы. Это действие, граничащее с предательством и вредительством в тылу наших Вооружённых сил. Призываем читателей фотографировать завышенные ценники в магазинах, указывать место и время съёмки и присылать на наш электронный адрес  [email protected]. Мы обязательно сделаем «популярными» жадных дельцов, а самым гнусным спекулянтам вручим приз — крысу с доставкой.

«Перекрёсток», «Пятёрочка» (и в целом X5 Retail Group), сеть супермаркетов «Верный», компания «Объединённые кондитеры», объединение «Славянка», Mars, «Юнивест», «Акконд», производитель бытовой химии и товаров для гигиены P&G (Ariel, Fairy, Pampers, Gillette – эти умники додумались повысить цены сразу на 43%) и все прочие должны знать – наш телеканал и его зрители всё видят. И по каждому случаю необоснованного завышения цен будет доложено куда следует – в Федеральную антимонопольную службу.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ