ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Министерство финансов продолжает реализацию мер, направленных на купирование эффекта от западных санкций. Ведомство Антона Силуанова приняло решение позволить размещение средств Фонда национального благосостояния в облигациях федерального займа – то есть, по сути, в государственном долге. Стратегия министерства направлена на финансирование дефицита бюджета. Между тем она ошибочна: Банк России в состоянии проводить ограниченную эмиссию под нужды экономики. Для этого совсем не обязательно трогать ФНБ.

Экономический блок спешно готовит национальную экономику к переходу на военные рельсы. Правительство, а именно Министерство финансов, заявило о том, что рассмотрит изменения в Бюджетный кодекс, устанавливающие возможность размещать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в облигациях федерального займа (ОФЗ). Это означает, что правительство планирует финансировать дефицит федерального бюджета за счёт средств ФНБ, что ранее не практиковалось. На деньги Фонда будут приобретаться ценные бумаги Минфина, которые потом будут зачислены на счета казначейства.

Ошибочный ход Минфина

Сейчас «кубышка Силуанова» пополняется в рамках так называемого бюджетного правила. Все сверхдоходы, которые получают от продажи нефти и природного газа, направляются не на текущие траты федерального бюджета, а передаются в резерв. В то же время раньше бюджетное правило позволяло вкладывать нефтегазовые средства в иностранные долговые бумаги.

Однако такая стратегия Министерства финансов является ошибочной. Вряд ли её справедливо будет характеризовать предательской или вредительской, но факт остаётся фактом – Антон Германович «зарулил» немного не туда. Поскольку для покупки облигаций федерального займа Банк России будет менять валюту Фонда национального благосостояния на рубли, допечатывая их. Однако с технической точки зрения нет никакой разницы, меняет ли Центральный банк их таким образом или же просто печатает под нужды экономики.

То есть ЦБ может финансировать дефицит федерального бюджета по той же модели, которая практиковалась во втором полугодии 2020 года, когда Минфин выпускал ОФЗ, скупаемые банками. Затем коммерческие банки «несли» ценные бумаги в ЦБ, который выдавал им ликвидность. То есть, говоря простыми словами, печатал необходимую сумму.

Предпринимаемые командой Силуанова меры носят двойственный характер, подчеркнул в беседе с Первым русским телеканалом Царьград трейдер и финансовый эксперт Артём Тузов:

Ситуация находится в развитии, и комплекс мер, которые применяют правительство, Минфин и ЦБ, носит постоянно дополняющийся характер. Из того, что известно на текущий момент: блокировка золотовалютных резервов, отключение части банков от SWIFT и закрытие в части банков валютных корсчетов нарушило ликвидность России в долларах и евро. В ответ на это были приняты жёсткие меры по сдерживанию курса рубля. В том числе сильно ограничен вывод валюты за границу. Для поддержания ликвидности финансовых инструментов выделен один триллион рублей из Фонда национального благосостояния, но пока он не использовался, поскольку торги на Московской бирже не проводятся. Директивное введение комиссии за покупку валюты в 30% снижает внутренний спрос на валютные инструменты, но уже создало нехватку наличной валюты. Эффективность таких экстренных мер будет понятна уже после того как ситуация разрешится.

Что с того?

Что мешает сделать то же самое сейчас? Даже если мыслить либерально-монетаристскими категориями, то при использовании средств ФНБ рублёвая денежная масса всё равно увеличивается. Это, по мнению сислибов, ведёт к инфляции. Но раз нет никакой разницы, то зачем тратить деньги Фонда национального благосостояния, а не печатать рубли?

Ответа на этот у нас нет. Даже с либеральной точки зрения мы объяснить его не можем. Единственный возможный вариант – упорное нежелание Центробанка спасать федеральный бюджет. И тогда Силуанову ничего не остаётся, кроме того как задействовать средства ФНБ.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ