ФОТО: КИРИЛЛ ЗЫКОВ / АГН «МОСКВА»

Сенсационное постановление калужского губернатора Владислава Шапши о введении ряда жёстких ограничений для мигрантов по сферам деятельности и о заморозке на 5 лет участия Калужской области в программе переселения соотечественников стало одним из наиболее заметных событий февраля. И вновь заставило задуматься о том, кто именно оседает в России под видом соотечественников.

Для начала цифры и факты: «Программа переселения соотечественников» была введена президентским указом ещё в 2006 году. Цель была поставлена благая, и поначалу, действительно, по этой программе в Россию вернулись тысячи русских людей из ближнего зарубежья, в 1991 году в одночасье оказавшихся «за границей». Итоги внушительные: на настоящий момент уже около миллиона человек смогло «репатриироваться» в нашу страну.

А вот теперь не о количестве, но о качестве: казалось бы, России, в первую очередь, требуются граждане одного с нами языка, культуры, одних ценностей и отношения к исторической памяти. И вот с этим у программы переселения соотечественников, увы, возникли большие проблемы. Так, в той же Калужской области, чей губернатор Владислав Шапша решил выйти из программы до 2027 года, доля переселенцев-славян снизилась до… 17%, доля же этнических мусульман возросла до 65%. Та же картина – в большинстве регионов страны.

Русские России не нужны?

Казалось бы, самые желанные соотечественники для России – это русские люди, которым гражданство получить должно быть легче всего. Ан нет! Как свидетельствует один из лидеров «Русской весны» в Харькове Сергей Моисеев, с получением гражданства у приехавших выходцев из Донбасса серьёзные проблемы:

Мне повезло, я и несколько моих товарищей получили гражданство по личному распоряжению президента России. Но большое число наших приезжает в Россию (с войны!) без денег, хорошо ещё, если с паспортом. И их мытарят по полной. Среднеазиатам диаспора с этим помогает или взятки дают, а нашим откуда деньги взять?!

В итоге – человеческие истории одна возмутительнее другой:

Александр П. получил гражданство только сейчас, через семь (!) лет. Дело в том, что в момент, когда из Донбасса вернулся с одним паспортом (украинским, естественно), ему исполнилось 45 лет – паспорт менять надо. А кто ж ему там его поменяет? Вот и завис человек, которого Россия (а точнее, выступающие от её имени чиновники) упорно отказывалась принимать и легализовывать.

Другому, Евгению (участнику боёв за Донецкий аэропорт), повезло ещё меньше – живёт здесь давно, женился, родился ребёнок, но не может… подтвердить личность. И свидетелей приводил не раз, но всё напрасно – чиновники их в упор не воспринимают. Так и живёт невольным «нелегалом».

А Руслан П. («харьковский партизан», два месяца пытали в СБУ, освободили по обмену) до сей поры не может получить гражданство, потому что СБУ внесло его в списки «террористов» через Интерпол.

И это лишь некоторые примеры. Создаётся полное впечатление, что в России приезжие Равшаны и Джамшуды, от большинства которых потом – сплошные проблемы, нужнее людей русской культуры, искренне преданных России.

Любой каприз за ваши деньги!

Итак, существует определённая процедура: сначала – разрешение на временное проживание (РВП), затем – «Вид на жительство» (ВНЖ), и лишь потом – получение гражданства.

Если кто помнит, то в начале 1990-х, когда люди начали массово ездить за границу, при госучреждениях, выдающих загранпаспорта, всегда имелись коммерческие конторки (в которых работали те же самые люди), за деньги помогавшие оформить паспорт на за месяц, а за несколько дней. Сегодня эта система полностью перекочевала в «программу переселения соотечественников».

Согласно одному из свидетельств, чтобы заставить кандидата в «соотечественники» платить «кому надо», его до бесконечности мытарят по кабинетам, заставляют по нескольку раз часами сидеть в очередях (но талончик в очередь можно купить!), заворачивают документы при малейшей придирке, заставляя собирать всё заново. При этом приходится заверять документы у нотариуса, что в целом обходится: свидетельство о рождении + паспорт + свидетельство о браке + документ об образовании со вкладышами – это 5 тысяч руб., медицинское освидетельствование  ещё 3,5 тыс. руб., примерно столько же – страховой полис, плюс – экзамены по русскому языку при получении ВНЖ и гражданства. Итого – под 20 тысяч получается.

В то же самое время многие среднеазиатские мигранты за деньги проходят все процедуры с первой попытки и, практически не владея русским языком, не только получают соответствующий сертификат о сдаче экзамена, но и умудряются с первого раза сдавать все документы, не сделав в них ни единой ошибки. Древние, помнится, говорили, что «для войны нужны три вещи – деньги, деньги и деньги». Для получения гражданства России, видимо, тоже.

Какого рода «соотечественники» при подобном подходе его получают, красноречиво свидетельствует хотя бы то, что киргиз Акбаржон Джалилов, устроивший в питерском метро теракт в 2017 году (пострадали 103 человека, 16 из них погибли) оформил перед этим российское гражданство за полгода, в то время как у большинства вполне русских людей на это уходит около 3 лет.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Таким образом, программа, задуманная, чтобы вернуть в Россию соотечественников (если не в этническом, то в культурном отношении), привела к прямо противоположным результатам. Последствия которых как раз и пытаются сегодня купировать некоторые губернаторы, вводя на местах «антимигрантские» ограничения. При этом нельзя не согласиться с социологом Александром Прудником, в комментарии «Первому русскому» отметившему, что:

Губернаторы не от хорошей жизни идут на это, а просто потому, что у них нет иного выхода, они не могут дождаться, когда этот вопрос будет решён на федеральном уровне. И здесь опасность нынешней ситуации состоит ещё и в том, что каждый регион начинает вводить свои собственные ограничительные меры. В результате регионы начинают различаться по политике в отношении мигрантов, и это может вызывать определённые конфликты и перетоки мигрантов из одних регионов в другие. Чтобы избежать разрушения единого административно-правового пространства, необходимо срочно, чтобы федеральная власть провела соответствующие изменения на уровне всей страны, не дожидаясь, пока это в явочном порядке начнёт массово проявляться и вводиться снизу.

Сделать это совершенно необходимо как можно скорее, ибо любое возвращение к «удельным княжествам» есть не только угроза территориальной целостности, но и инструмент в руках этно-элит национальных республик, склонных к сепаратистским замашкам. В СМИ даже попала информация, что власти Татарстана якобы намеренно максимально легко предоставляют гражданство мусульманам и тюркам из Средней Азии и саботируют получение его русскими, чтобы изменить в нужную им сторону если не этнический, то религиозный баланс в республике. Однако наш казанский источник сомневается, что дело зашло настолько далеко:

Вопрос перевеса татар в салате национальностей Татарстана его власти, действительно, волнует. Когда началась перепись населения, развернули целую кампанию, призывая людей записываться именно татарами. Чтобы показать в процентном соотношении, что Татарстан – родина татар, сравнимых по количеству с русскими. Вполне возможно, что и мигрантов-мусульман стали привлекать как раз ради сохранения идентичности. Но ведь мусульмане из Средней Азии и мусульмане из Татарстана – это две большие разницы. В конце концов, это опасно, ведь незнакомые с культурой республики переселенцы будут легче подвергаться влиянию экстремистских структур, которые продолжают искать пути, чтобы осесть в Татарстане. А власти республики таких атак очень боятся.

И не только они. Все последние инициативы наших силовиков (секретаря Совбеза Николая Патрушева, главы СКР Александра Бастрыкина и других) также вызваны тревожной статистикой, свидетельствующей, что основная масса новичков в салафитские исламистские секты и террористические ячейки сегодня рекрутируется именно из приезжих из Средней Азии. Тех самых, которым столь радушно (и, как правило, не бесплатно) предоставляют гражданство чиновники, занятые «переселением соотечественников».

Что с того?

Насколько действия губернаторов, ограничивающих миграцию в своих регионах, являются «несистемными»? Нельзя не согласиться с мнением демографа Владимира Тимакова, подчеркнувшего в комментарии «Первому русскому»:

То, что несколько регионов начали ограничения миграционного въезда, говорит о том, что политика в какой-то степени согласована на федеральном уровне. По крайней мере на федеральном уровне существуют силы, которые поддерживают такой подход и дали отмашку. То есть идёт сейчас большое тестирование: насколько Россия сможет справляться без мигрантов в определённых отраслях экономики, с одной стороны. А с другой стороны, какую это реакцию вызовет.

Что ж, хорошо, коли так. Тем более что в позитивной реакции на такие ограничения со стороны большинства граждан России можно не сомневаться. Страна заждалась от федерального центра соответствующих решений. Как и серьёзнейшей проверки «программы переселения соотечественников» на предмет её коррупционности и соответствия интересам России, а не большого бизнеса, жиреющего на дешёвом труде мигрантов. Ведь если один только сертификат о якобы сданном экзамене по русскому стоит 5-7 тысяч рублей, а купили его минимум несколько миллионов человек, то масштабы коррупции в этой системе поистине гомерические.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ