15 февраля 1989 года был завершён вывод из Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВА) — так окончилась Афганская война, длившаяся почти 10 лет. В 1990-е нередко можно было услышать, что Советский Союз проиграл эту войну; западная пропаганда усиленно убеждала, что советские солдаты и офицеры выступали в этом конфликте в роли оккупантов, что в целом война оказалась для СССР неким аналогом того, чем явилась для США война во Вьетнаме.

Военного поражения не было

Однако с течением времени оценки характера и значения этой войны изменились. «Большое видится на расстоянье». Ещё в 2001 году президент РФ Владимир Путин отметил: «Собственно, военного-то поражения Советского Союза не было. Он достиг всех целей, которые перед собой ставил. В военном плане». А Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев подчёркивал, что не было ни одной задачи, которая осталась бы не выполненной советскими воинами; моджахеды одерживали успехи лишь в боях с правительственными (афганскими) силами. До ухода советских войск мятежники не смогли взять ни один крупный город, не сумели провести ни единой масштабной военной операции. Однако военные результаты, по словам Ахромеева, «не закреплялись политически» в силу слабости афганского правительства, которое оказалось не в состоянии объединить и сплотить общество, раздираемое гражданской войной.

Относительно обвинений в адрес советского контингента в «агрессии» и «оккупации» напомним, что афганские власти неоднократно обращались к советскому правительству с просьбами о введении войск. Генерал армии Махмут Гареев в своей книге «Моя последняя война» сообщает, что афганское правительство обращалось к руководству СССР с такой просьбой 20 (!) раз.

Что же касается попыток проведения параллелей между Афганской войной и войной во Вьетнаме, то нужно отметить, что Збигнева Бжезинского (советника по национальной безопасности президента США Джимми Картера) прямо-таки обуревала идея втягивания Советского Союза именно в такую войну. Являясь сторонником секретной программы ЦРУ по вовлечению СССР в чрезвычайно затратный и затяжной военный конфликт, он с удовлетворением писал Картеру вскоре после ввода советских войск в Афганистан: «Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну».

Однако параллель эта, что называется, притянута за уши. Никогда ни один советский солдат или офицер, ни один советский военачальник не ставил перед собой такой чудовищной «сверхзадачи», какую сформулировал генерал американских ВВС Кёртис Лемей по отношению к вьетнамскому народу: «Мы вбомбим их в каменный век». Лемей являлся одним из разработчиков и организаторов операции «Раскаты грома» (Rolling Thunder), предусматривавшей системные бомбардировки Демократической Республики Вьетнам. Операция, проводившаяся с марта 1965 по октябрь 1968 г., оказалась самой долгой бомбардировочной кампанией после окончания Второй мировой войны.

Бомбардировка американскими F-105 Северного Вьетнама в июне 1966 г.
Бомбардировка американскими F-105 Северного Вьетнама в июне 1966 г.

Точно так же ни одному советскому военачальнику даже в кошмарном сне не могла привидеться мысль об организации экоцида на территории Афганистана, развёртывания против афганского народа экологической войны. А вот США во Вьетнамской войне самым активным образом применяли химические средства, совершали газовые атаки, сбрасывали сотни тысяч тонн напалма, что привело к колоссальным жертвам среди мирного населения и тяжелейшим экологическим последствиям. За годы войны на территории Вьетнама было распылено свыше 70 млн литров дефолиантов, уничтожавших леса, в том числе 44 млн литров химикатов с веществами, вызывающими у человека множество заболеваний и генетических патологий. Применяя химикаты в гигантских масштабах, американские «цивилизаторы» полностью уничтожили мангровые (вечнозелёные) леса на площадях в сотни тысяч гектаров, истребили 60% джунглей, 30% равнинных лесов.

Распыление ядовитых химикатов над лесами во Вьетнаме
Распыление ядовитых химикатов над лесами во Вьетнаме

В отличие от этой варварской истребительной деятельности, шурави (так афганцы называли советских специалистов и военнослужащих) не только воевали с группировками боевиков, но и занимались созидательной работой – строили мосты, гидроэлектростанции, автодороги, предприятия, газопроводы, учебные заведения, больницы. Практически с нуля была создана современная армия. После ухода ОКСВА она ещё в течение почти трёх лет будет успешно отбивать атаки моджахедов. Покидая Афганистан, советское командование оставило его правительству 184 обустроенных военных городка.

Советская военная техника въезжает в тоннель на перевале Саланг
Советская военная техника въезжает в тоннель на перевале Саланг

Мост Дружбы через Аму-Дарью советские специалисты начали сооружать в 1980 году; гидроэлектростанция Наглу была построена ещё в 1960-х; тоннель через перевал Саланг, политехнический университет в Кабуле – всё это создавалось с помощью СССР, вложившего в Афганистан громадные силы и инвестиции (в общей сложности около $50 млрд).

Гидроэлектростанция Наглу в Афганистане

Здание Кабульского политехнического университета
Здание Кабульского политехнического университета

Так что с выстраиванием аналогий между двумя войнами – Вьетнамской и Афганской – Бжезинский явно дал маху, выдавая желаемое за действительное.

Афганская война – мать всех джихадов

Чего нельзя отрицать – война действительно оказалась затяжной. При этом численность формирований боевиков год от года возрастала, и в 1986-м они контролировали уже около 70% территории Афганистана. Почему так происходило, почему количество моджахедов увеличивалось?

С одной стороны, в качестве идеологической основы для сопротивления афганским правительственным силам и пришедшим им на помощь советским войскам был использован исламский радикализм: моджахеды объявили против ОКСВА джихад (священную войну против «неверных»). Недаром считается, что Афганская война – «мать всех джихадов». С позиций этой идеологии война в Афганистане трактовалась как агрессия СССР против афганского народа, который начал в ответ священную войну против захватчиков. Эта схема – использование «исламского фактора» в качестве противоядия от экспансии коммунизма – успешно применялась западными спецслужбами в исламских странах, «сработала» она и в ситуации с Афганистаном. Западные политики исходили из следующей логики: коль скоро к власти в Кабуле пришли просоветские марксисты, значит, нужно противопоставить им исламский радикализм с его фанатизмом и крайней нетерпимостью к «чужим». И Джимми Картер с подачи Бжезинского уже 3 июля 1979 года (за полгода до введения советских войск в Афганистан!) подписывает секретную директиву об оказании помощи оппозиционерам, противостоявшим просоветскому режиму в Кабуле.

При этом важно учитывать, что радикально-исламистская идеология имела для моджахедов силу абсолютного, непререкаемого, не подлежащего сомнению императива.

«Псы войны»

С другой стороны, росту числа боевиков очень способствовала и помощь из-за рубежа, в первую очередь со стороны американцев, стремившихся превратить Афганистан в регион перманентной смуты и нарастающего хаоса. Востоковед Александр Игнатенко пишет в своей книге «Ислам и политика» (2004 г.): «Из Саудовской Аравии через Пакистан широким потоком направляли в Афганистан деньги, оружие, проповедников, добровольцев-моджахедов, формировался арабский экспедиционный корпус». Через этот корпус прошло около 15000 человек (3000 йеменцев, 2000 египтян, 3000 алжирцев, 5000 саудовцев, а также иракцы, тунисцы, ливийцы, сирийцы и др.).

В американском журнале «Солдат удачи» (Soldier of Fortune) в 1981 году появилось несколько интервью с главарями моджахедов — они зазывали в Афганистан «добровольцев» со всего мира; здесь же публиковались контакты для желающих поучаствовать в «джихаде». В результате в Афганистан отовсюду стекались не только радикальные исламисты, но и разномастные «дикие гуси» и «псы войны» (наёмники) из Египта, Ирана, Турции, Китая, Франции, Великобритании, США.

В годы президентства Рональда Рейгана финансирование мятежников со стороны США резко активизировалось: если в 1984-м объём американской помощи составил $125 млн, то в 1987-м — уже $630 млн. Не меньший поток денег шёл и из Саудовской Аравии. Кроме того, из частных фондов арабских стран моджахедам ежегодно поступало около $400 млн.

В рамках секретной операции «Фарадей», разработанной в министерствах обороны Великобритании и США в первые годы Афганской войны, предусматривалось создание тренировочных лагерей боевиков в Пакистане, Европе и США; подготовка и заброска на афганскую территорию американских и британских диверсантов; организация поставок оружия, боеприпасов, минно-взрывных средств. К операции были привлечены частные военные компании (ЧВК), такие как «Служба Кини Мини» (в переводе с языка суахили — «змея в траве»). Англичане, руководившие «Кини Мини», готовили профессиональных диверсантов и террористов. Помимо этого, США снабжали моджахедов разведданными, получаемыми с космических спутников, средствами связи, взрывными устройствами, снайперскими винтовками, миномётами, безоткатными орудиями и т. п. А с осени 1986-го душманы стали получать от американцев ПЗРК «Стингер», способные сбивать советские самолёты и вертолёты.

В 1986 году у моджахедов появились ПЗРК «Стингер»
В 1986 году у моджахедов появились ПЗРК «Стингер»

Ещё одна операция ЦРУ «Циклон» имела ежегодное финансирование в сотни миллионов долларов. Пакистанская разведка ISI, сотрудничавшая с ЦРУ в рамках этой операции, в 1978 — 1992 гг. обучила и вооружила свыше ста тысяч боевиков.

Кроме того, ЦРУ запустило операцию «Москит», нацеленную на разложение советских войск с помощью наркотиков. Такую идею «подкинул» Рейгану в начале 1980-х Александр де Маранш, возглавлявший французскую контрразведку, а Рейган, в свою очередь, отдал соответствующее распоряжение директору ЦРУ Уильяму Кейси.

«Нечто более страшное, чем все вымыслы Данте»

Таким образом, США и Советский Союз осуществляли в Афганистане два концептуально разных, диаметрально противоположных подхода к решению его внутренних проблем: если американцы, ориентируясь на свержение просоветской власти, практиковали насаждение хаоса, разрушение государственных институций, расширение «ареала» войны, поддерживали формирования моджахедов обучением, деньгами и вооружением, то Советский Союз, защищавший афганскую власть, в том числе и военными средствами, стремился к её упрочению, упорядочению государственных институций, замирению населения, дотировал хозяйственно-экономический сектор страны, вкладывал крупные средства в созидательные цели.

Невозможно не заметить очевидного: то, что сегодня происходит на Украине, во многом напоминает Афганистан 1980-х. Как отметил недавно директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, на Украину в последние недели не только переброшены сотни тонн военной техники и боеприпасов с американских баз в Европе, из Великобритании и Канады, здесь не только наращивается контингент натовских советников и инструкторов, но и появляются «многонациональные отряды боевиков-джихадистов», помимо разнокалиберных «солдат удачи», то бишь просто наёмников. Те цели, которые США ставят перед собой на Украине, заставляют вспомнить не только Афганистан, но и Ливию, и Сирию: речь идёт о создании обширной зоны хаоса, разрушении институций, перерастании гражданской войны в межгосударственное военное столкновение (с Россией), вплоть до полномасштабного конфликта с участием европейских стран.

* * *

В конце 1980-х Беназир Бхутто, премьер-министр Пакистана, выражая тревогу по поводу набиравшего силу исламистского движения, сказала президенту США Джорджу Бушу-старшему: «Вы создаёте Франкенштейна».

Да, «коллективный Запад» во главе с США создал монстра. Монстра международного терроризма. Здесь в самый раз процитировать несколько строк из первоисточника – романа Мэри Шелли «Франкенштейн», где описывается впечатление от внешнего вида этого живого страшилища, созданного из мёртвой материи: «На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращённая к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение незаконченным – оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте…»

Заглавное фото: колонна советских войск пересекает советско-афганскую границу. 15 февраля 1989 г.

Наталья КИРИЛЛОВА