ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBAL LOOK PRESS

В то время как президент дал поручение разобраться с миграционной проблемой, вице-премьер Марат Хуснуллин решил высказаться в информационном поле за дополнительный ввоз рабочей силы из-за рубежа. Заместитель председателя правительства заявил, что удорожание недвижимости – результат недостатка «дешёвых» трудовых ресурсов из Средней Азии. Между тем реальные истоки роста цен на жильё лежат в другой плоскости. И главным локомотивом ценового роста являются металлурги, от которых в первую очередь зависит стоимость строительных материалов.

У адептов либеральной миграционной стратегии есть несколько аргументов в защиту политики замещающей иммиграции. Первый рассчитан на условную «интеллигенцию» и представляет собой перепевку леволиберальных мифологем в стиле Black Lives Matter. Все люди – братья, мы обязаны помочь бедным странам, протянуть руку помощи страждущим, хотя сами «страждущие» отнюдь не хотят к нам присоединяться даже в вопросах союзничества, что наглядно показала ситуация с реакцией Узбекистана на идею белорусского президента Александра Лукашенко о расширении Союзного государства.

Второй аргумент вроде бы рассчитан не на идеалистов, а на прагматично мыслящих людей и просто обывателей, которые ориентируются на здравый смысл, как они его понимают. И если первый довод отрабатывают всевозможные леволиберальные некоммерческие организации и пропагандистские интернет-помойки, то второй продвигается на самом высшем уровне – заместителем председателя правительства Маратом Хуснуллиным.

Хочешь дешёвое жильё – возлюби миграцию?

Стройка подорожала в мире на 15%… Плюс реально выросли цены внутри страны. Плюс ещё один немаловажный фактор, про который говорю, – у нас нет дешёвой рабочей силы. Сегодня себестоимость дешёвой рабочей силы – мигрантов на стройках – составляет 25%,

– заявил Хуснуллин в интервью федеральному телеканалу «Россия 24» (ВГТРК).

Так Марат Шакирзянович пытается донести до людей нехитрую мысль: хотите получать дешёвое жильё – запускайте в свою страну мигрантов из Средней Азии и Закавказья. Или переплачивайте сотни тысяч рублей за убогие ипотечные клетушки. Однако вице-премьер откровенно лукавит. Главная причина удорожания – именно рост цен на стройматериалы. А он, в свою очередь, объясняется недобросовестной политикой металлургических гигантов России: ММК, НЛМК, «Северстали». Они, а не кто-то другой регулярно «нахлобучивают», говоря словами Андрея Рэмовича Белоусова, наше государство и потребителей на внутреннем рынке.

Федеральная антимонопольная служба обвинила металлургов в том, что с января 2021 года они искусственно завышали цены на свою продукцию. В мае прошлого года первый вице-премьер заявил, что офшорные олигархи металлургической отрасли лишили государство 100 миллиардов рублей за 2020-й. Помимо этого, то, что господа владельцы крупных предприятий выводят колоссальную прибыль за рубеж, в иностранные юрисдикции, не является секретом.

Финансовый аналитик Дмитрий Голубовский убеждён – в удорожании жилья виновата и обыкновенная инфляция, этот фактор почему-то мало кто принимает во внимание.

Чтобы понять причину роста цен на жильё и вообще на любую недвижимость, нужно просто посмотреть динамику цен на сталь, например с января 2020 года по нынешнее время. Это обыкновенная инфляция, которая закладывается во всё. Во-первых, дорожает сырьё. Во-вторых, дорожает логистика. Посмотрите цену барреля нефти в рублях, да и процент топлива. Это вообще глобальный тренд. Стоимость недвижимости растёт во всём мире. В Америке тоже, например, народ считает, что сейчас худшие за последние 40 лет ценовые условия на рынке недвижимости. Потому что всё очень сильно дорожает. Тем не менее спрос остаётся высоким. Люди покупают дома, потому что считают, что это спасёт их сбережения от инфляции. В Соединённых Штатах инфляция 7,5%, а ставки вообще нулевые. В отличие от России, у них хоть какую-то доходность ещё можно получить. Поэтому главная причина роста цен на жильё – это инфляция. Это касается всего абсолютно. Не только цен на стройматериалы,

– убеждён эксперт.

Что касается дешёвой рабочей силы, то её больше нет. Причина всё та же, считает аналитик, – инфляция. Если цена на еду выросла, вы же не можете заставить человека меньше есть, работать на грани физиологического минимума. Он будет у вас больше требовать зарплаты. Причём, даже если он мигрант. Мигранты сейчас в Россию едут меньше, чем раньше. Потому что они уже не могут здесь прокормиться, потому что цены растут быстрее, чем им поднимают зарплаты. Поэтому нет дешёвой рабочей силы. Вы не можете платить людям столько же, сколько и раньше, поскольку повысилась стоимость аренды жилья, где живут мигранты, подорожала еда в магазинах. Рост цен – это объективная реальность, ничего с ним сделать на самом деле нельзя.

Голубовский добавил, что определённую роль сыграло субсидирование ипотеки государством: «Насколько оно целесообразно? На мой взгляд, это очень сомнительная мера. Потому что субсидирование ипотеки, различные льготные ипотечные программы привели к тому, что всю льготу съели застройщики. Они просто подняли цену. Потому что со стороны народа появился ажиотажный спрос. Долгое время ставка по ипотеке была ниже, чем даже ставка по ОФЗ. Но при этом не надо думать, что люди покупали квартиры по выгодным ценам».

Низкая ставка привела к тому, что выросли сами цены на недвижимость. Последние пару лет они очень хорошо росли, поэтому то, что люди сэкономили на процентах, они потеряли сразу же при покупке дома, так как цена уже была высокая. На самом деле это не главное, а главное – инфляция, которую мы импортируем через слабый курс рубля. У нас все цены растут потому, что они растут в мире во всём, или потому что у нас девальвирована валюта, которой не даёт укрепляться Минфин, или же геополитические риски. Когда геополитические риски появляются, Минфину хватает ума уходить с рынка, чтобы не спровоцировать валютную панику,

– сказал в комментарии Первому русскому телеканалу Царьград Дмитрий Голубовский.

Что с того?

Марату Шакирзяновичу, весьма влиятельному человеку в экономическом блоке, следовало бы не заниматься своим любимым делом, лоббированием замещающей иммиграции в правительстве, а скоординировать усилия с государственниками (Белоусовым, Шаскольским) по обузданию аппетитов крупнейших металлургов. Сейчас мы видим, как за них взялись на самом высшем уровне. Идёт давление со стороны первого вице-премьера, сейчас открытый конфликт с главным контрольным органом – Федеральной антимонопольной службой.

Должно ли государство оказывать поддержку строительной отрасли, чтобы цены на жильё были на приемлемом уровне? Вне всяких сомнений. Однако делать это нужно, исходя из чёткой стратегии. Не создавая многоэтажные гетто в агломерациях, а расселяя людей в комфортабельной малоэтажной застройке и обеспечивая застройщиков дешёвыми стройматериалами.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ