ФОТО: LUDMILA KAPUSTKINA / SHUTTERSTOCK.COM

Катастрофический рост цен на строительные материалы привёл к срыву госконтрактов. Чиновники обещали перенаселённым «человейникам» новые поликлиники, детские сады и школы в необходимом количестве. Стало ещё хуже. Виновата пандемия?

Национальное объединение строителей, в которое входит 97 тысяч строительных компаний, озвучило журналистам пугающую цифру. За прошлый год в нашей стране были сорваны 38,4 тысячи госконтрактов на общую сумму 1,01 триллиона рублей. Это тот самый триллион, который государство намеревалось вложить в строительство детских садов, школ и поликлиник в перенаселённых микрорайонах новостроек. Это объекты социальной инфраструктуры, которых требовали люди от власти. Раньше шутили про то, что в России есть две главные беды – дураки и дороги. Судя по тому, что происходит с выполнением госконтрактов, – у нас появилась третья.

Дочку — к тёще, сам – на работу

«Человейники» в среднем населены молодыми семьями с детьми. Подавляющее большинство жителей – это молодые родители, которые платят ипотеку и ездят на работу далеко от дома. Комплексное освоение территории застройщиками не предполагает размещения здесь рабочих мест. Это такая своеобразная «спальня», в которой можно ночевать, но не жить в полном смысле этого слова. И тут не прекращается битва за места в детских садах и школах.

Мурино в Ленинградской области Всеволжского района – типичный «человейник»: более чем на 100 тысяч населения нет даже государственной поликлиники, нет своего опорного пункта полиции, а имеющиеся школы вынуждены работать в две смены.

Местный житель Руслан Тамаев поделился с Царьградом историей своих попыток найти ребёнку место в детском саду:

Когда дочке было полтора года, мы, как и положено, встали в очередь на место в детском саду. Я съездил в районную администрацию во Всеволжск. Потом отслеживал электронную очередь. Когда нам пришло время идти в детский сад, нам не отказали. Просто распределили в детсад, который находится в 50 километрах от города. И это при том, что у нас во дворе есть свой детский сад, но мест в нём, конечно, не хватает.

Руслан не стал спорить с чиновниками и добиваться справедливости. В чате с соседями выяснил, что это совершенно бессмысленно, на ситуацию повлиять не получится – слишком многие уже пытались. Жители выкручиваются как могут: возят детей за несколько десятков километров или договариваются с бабушками. Руслан с супругой были вынуждены принять тяжёлое решение отвезти дочь к бабушке в Псков на два года. С рабочим графиком у семьи не получалось стоять в огромных утренних пробках или возить ребёнка в переполненных утренних автобусах. Частный детский сад тоже был не вариантом, поскольку средний чек за такое удовольствие в Мурино – 20 тысяч рублей.

Отсутствие социальной инфраструктуры нагнетает социальную напряжённость среди жителей новостроек как минимум последние 15 лет. И раздражение людей растёт. В любом регионе России можно найти информацию о том, что родители выходили на митинг (пикет) к зданию администрации, требовали строительства в микрорайоне школы, сада, больницы. Приёмные всех уровней исполнительной власти завалены обращениями на эту тему. В школах ситуация не лучше, чем в детских садах.

По оценке Минпросвещения, дефицит мест в школах по стране на 2020 год уже составлял 720 тысяч. При этом чиновники признали, что государственных средств на покрытие дефицита не хватает. И даже Минпросвещения констатировало, что дефицит может нарастать в связи со стремительным строительством жилых микрорайонов. Государственные деньги на социальное строительство начали направлять из разных фондов – из региональных инвестиционных, из национальных проектов, привлекать ГЧП (государственное частное партнёрство). Но прошлый год обнулил все попытки. Рост цен на строительные материалы сделал невыгодным участие в госконтрактах. Цемент и фанера дорожали гораздо быстрее, чем выделялись бюджетные деньги.

Не успели за ценами

Первые ласточки полетели уже в начале 2021 года. На фоне тяжёлого выхода из локдауна чиновники начали объявлять о пересмотре региональных бюджетов. Под предлогом больших трат на борьбу с коронаврирусом сокращались инвестиции в строительство инфраструктуры. Хмурясь, представители органов исполнительной власти сообщали, что они вынуждены пойти на этот шаг и прекращают контракты с теми подрядчиками, которые не успели начать стройку.

Ближе к середине прошлого уже сами подрядчики начали объяснять, что они не заинтересованы в госконтрактах, поскольку бюджетные суммы на них были заложены на уровне прошлого года, а стройматериалы подорожали. В регионах массово отменялись аукционы на строительство, поскольку на торги просто не заходили участники. А из тех, которые были заключены в 2019–2020 годах, по данным НОСТРОЙ, были расторгнуты 17,9%.

Чиновники сначала жаловались на подрядчиков, называя их социально безответственными, подавали в суды, расторгали контракты, но подрядчики сами пытались найти объективные причины шторма на ценовом рынке. Ассоциация ИЖС обратилась в ФАС с просьбой провести проверку роста цен на стройматериалы на 150%. Антимонопольное ведомство проверку провело и заявило, что причины объективные – оживление спроса после локдауна, изменение экспортных цен, инфляция. Но как бы ни переживали чиновники и застройщики, в конечном итоге главными пострадавшими стали потребители – люди, которые не могут получить в своём микрорайоне школу, не могут купить по нормальной цене квартиру, не могут построить дом за городом.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин считает, что пострадавших сторон в ситуации с отменой госконтрактов из-за роста цен оказалось много. С одной стороны, застройщики и подрядчики обязаны были бы завершить строительство объектов, раз уж подписали контракты. С другой стороны, объективно они не могут справиться с ростом цен, а потому тоже считаются пострадавшей стороной.

Уровень инфляции гораздо выше, чем нам говорят в официальных отчётах,

– уверен Егармин.

Правозащитник считает, что как бы участники рынка ни сопротивлялись идее госрегулирования, время для вмешательства правительства уже наступило. Но вмешательство это должно быть не силовым, а структурным. Нет смысла искусственно сдерживать цены. Необходимо изменить сам подход к заключению госконтрактов.

Мы с вами уже неоднократно наблюдали ситуацию, что если правительство вмешивается в рост цен, то это действует как жаропонижающее. То есть становится немного легче, но проблему и её причину не устраняет. Нужно разобраться в сути. Область, которая действительно нуждается в регулировании, – это сам процесс государственной закупки. Участником аукциона нередко становятся компании без строительной техники, рабочих, компетенций. Их владельцы выигрывают в силу коррупционных или родоплеменных связей. Нужно исключить саму возможность попадания таких людей в аукционы,

– считает Егармин.

Не согласиться с экспертом трудно. В каждом регионе регулярно вспыхивают скандалы с отменой договоров недобросовестных подрядчиков. И чтобы вернуть возможность городам строить школы, процедуру госзакупки пересмотреть однозначно имеет смысл. Это одна из причин срыва контрактов. Но это не ответ на вопрос о взрывном росте цен.

Рынок сам себя не отрегулирует

Коммерсанты очень не любят, когда государство пытается заниматься регулированием. Многочисленные лоббисты сразу начинают говорить о том, что в условиях рыночной демократии рынок должен регулировать сам себя. Но это противоречит научной базе. Нобелевский лауреат Джордж Акерлоф ещё в 2001 году доказал, что в странах с неустойчивой экономикой необъективная информация о качестве мгновенно нарушает принцип рынка, и цены перестают быть реальными. Поэтому мы возвращаемся в тот момент, когда цены вдруг стали взлетать до небес.

Чтобы поддержать строительный рынок в период пандемии, правительство утвердило программу льготной ипотеки. Господдержка была направлена в банковский сектор, а жители нашей страны смогли получить ипотеку всего под 6,5%. И в 2020 году аналитики констатировали факт – это привело к стремительному росту цен на жильё на первичном рынке.

За новостройками по ценам подтянулась и «вторичка». Сразу же подорожали и ремонтные работы, а за ними уже начали расти и строительные материалы. Круг замкнулся, а цены на недвижимость и материалы продолжают свой уже никем не контролируемый рост. На рынке строительства неуправляемый идеальный шторм. Риелтор Евгений Гагарин поделился своим видением ситуации:

Да, льготная ипотека породила взрывной спрос. У застройщиков появились деньги, и они увеличили объёмы строительства. Сейчас объёмы имеют рекордные показатели, при этом продолжают увеличиваться, но всё равно не покрывают спрос. В Петербурге, например, ежемесячно продаётся 90 тысяч квартир, при этом в процессе поиска и покупки находится 900 тысяч покупателей. То есть спрос в 10 раз выше. Естественно, застройщики поднимают цены, поскольку всё равно могут реализовать квартиры.

В рамках своего выступления на Гайдаровском форуме, прошедшем в январе в Москве, вице-премьер России Марат Хуснуллин, ранее предлагавший завозить на стройки мигрантов вагонами, кстати, подал скачок спроса как достижение сферы, заявив, что в 2021 году застройщикам было выдано на 40% больше разрешений, чем в предшествующем. Сам чиновник, проживая в частном доме, активно лоббирует массовые застройки и настойчиво продвигает стратегию, где прямо написано, что «агломерации – основной драйвер жилищного строительства».

Если в январе 2020 года квадратный метр в новостройках стоил 119 тысяч рублей, то в январе 2022-го он приблизился к 190 тысячам. Рост объёмов строительства породил дефицит строительных материалов. И теперь будущие новосёлы ждут своевременной сдачи домов в эксплуатацию, а застройщики не могут получить кирпичи от поставщиков. Очередная партия раньше приходила за 2 недели, а теперь приходится ждать по полгода. Следуя логике рынка, производители, имея взрывной спрос, тоже подняли цены. А за ними начали увеличивать стоимость материалов поставщики. Кирпич, металлоконструкции, утеплители, фанера выросли в цене до 200%.

Да и проблемы промышленности сыграли свою роль. Древесины не хватает, потому что в стране нет производственных площадей, а лес бесконтрольно вывозится. Не радует и ситуация с металлом. Правительство попыталось регулировать эти рынки и ограничило вывоз сырья за границу. Но проблему это не решило. Лесозаготовители теперь пишут письма в Генпрокуратуру с требованием проверить деятельность Рослесхоза и разобраться с работой системы ЛесЕГАИС. Идеальный ценовой шторм поднял на поверхность проблемы экономики как мусор из невидимых ранее глубин.

Что с того?

Срыв госконтрактов на строительство инфраструктуры стал закономерным итогом целой цепочки экономических аспектов. Уже совершенно очевидно, что государству пора контролировать рынки на всех этапах: на стадии заготовки сырья, на уровне поддержки отечественных промышленных производителей, на этапе логистики строительного рынка и на этапе проведения аукционов на строительство объектов социальной инфраструктуры. Без государственного регулирования рынок сам себя отрегулировать совершенно точно не может. А детям нужны школы и детские сады уже сейчас, а не после того как экономика выйдет из очередного кризиса.

ЕЛЕНА ЧЕРНЫХ