2021 год был для России временем не менее тяжелым, чем 2020-й — первый ковидный год. Пандемия коронавируса сделала власти во всем мире зависимыми от «вакцинного лобби», и Россия тут не стала исключением.

Однако именно Россия стала в 2021 году «чемпионом мира» по экспериментальной отработке на уровне отдельных регионов различных антиковидных режимов и практик. Эти режимы вводились в действие неожиданно, без какой-либо подготовки общественного мнения, невзирая на возможные социально-политические последствия, и также неожиданно они отменялись.

В результате 2021 год заканчивается в России значительным ростом тревожности населения, что в сочетании с фактически начавшимся массовым уклонением бывшего путинского большинства от взаимодействия с властью представляет для Системы главный вызов и главную проблему 2022 года. Ставшая скандальной перепись населения и участившиеся жалобы социологов на отказ людей от участия в соцопросах являются первыми зримыми свидетельствами наличия этого тренда.

Другой и ещё более серьезный вызов для Системы — это борьба с растущими протестными настроениями в обществе. Взятый властью курс на цифровизацию и технократизацию всех сфер жизни человека приводит к появлению новых форм выплескивания деструкции со стороны протестно настроенных граждан.

Одна из самых страшных форм цифрового терроризма, проявившаяся в России в 2021 году — скулшутинг, управляемый извне. Государство полностью провалило свою молодежную политику, в результате чего с деструкторами-«моргенштернами», ставшими с помощью YouTube кумирами молодежи, вынуждены разбираться силовики. Однако архаика применяемых силовыми структурами методов пока не позволяет им достаточно успешно предотвращать попытки искусственного стимулирования скулшутинга через соцсети.

В 2022 году Россия рискует попасть в «идеальный шторм», когда Система может не выдержать одновременного развития двух и более внутренних и внешних кризисов.

Насильственная вакцинация социума, цифровизация и технократизация Системы ведут к дальнейшему росту отчуждения власти от общества. В сочетании с реализацией на практике одной или сразу нескольких внешних угроз (штамм ковида, война в Донбассе, «каскадные санкции», новый Карибский кризис, экстренный аншлюс Белоруссии) все эти особенности Системы могут привести к критическому повышению ее хрупкости. В 1991 году «схлопывание» Советского Союза произошло за 8-10 месяцев, сейчас аналогичный процесс может занять около полугода. Впрочем, будем надеяться, что Владимир Путин прекрасно знает и понимает все эти трудности, стоящие перед страной и успешно проведет Россию через этот «идеальный шторм».

Политолог Максим Жаров – специально для «Незыгаря»:

НЕЗЫГАРЬ