ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Непростые, а во многом и скорбные итоги очередного «ковидного» года, в том числе в отношении острых вопросов вакцинации и QR-кодизации, сегодня подводят не только светские чиновники и медицинские работники. Именно с этих непростых тем начался доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы, прошедшем 22 декабря 2021 года в Храме Христа Спасителя.

После воскресного богослужения мы разговорились с отцом Петром, настоятелем небольшого Никольского храма, что в центре столицы, на Таганке, чей престольный праздник совершался в тот день:

– Знаешь, в этом году впервые не хочу идти на Епархиальное собрание Москвы.

– Но почему?

– Каждый год на собраниях мы вспоминаем умерших клириков, но столько, сколько умерло в прошлом году, ещё не было никогда. Как бы в этом году их не стало ещё больше.

Цифры и факты. Скорбь и надежда

К счастью, отец Пётр ошибся. Главная священническая «планёрка» Москвы под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, в этом году прошедшая в «очном» формате (в 2020-м она впервые состоялась в формате видеоконференции), действительно началась со скорбной статистики. Но, слава Богу, она оказалась не столь удручающей, как год назад. Приведём эти сухие, но трагичные цифры, за которыми – судьбы не только стоящих за ними ушедших в мир иной, но и многих их духовных чад (а ведь у каждого священника их сотни, а то и тысячи):

За истекший год скончался 61 московский клирик, а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. Это намного меньше, чем в 2020 году, когда скончались 91 клирик, насельник и насельница, но всё ещё больше, чем в 2019 году, когда умерших было 33…

Конечно, далеко не все отошедшие ко Господу московские священнослужители и монашествующие скончались от последствий коронавирусной инфекции. Но факт остаётся фактом: эта беда последних двух лет очень сильно ударила в том числе и по церковной жизни. И не только потому, что Россия в буквальном смысле вымирает (здесь опять-таки ковид – лишь одна из причин), но мы видим и массовую социальную апатию, недоверие наших граждан ко многим институтам власти, а порой и к священнослужителям. К сожалению, после необоснованного со стороны светских чиновников тотального закрытия храмов на Страстной седмице и в Пасхальные дни 2020 года далеко не везде удалось возобновить церковную жизнь в полном объёме.

собрание

22 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА В ЗАЛЕ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРНОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА СОСТОЯЛОСЬ ЕЖЕГОДНОЕ ИТОГОВОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Г. МОСКВЫ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Но есть и обнадёживающие факты и цифры. Например, то, что число московских храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось с 537 до 541. Конечно, это ещё далеко от «сорока сороков», которые многими воспринимаются простым умножением (1600), но всё же даже в спальных районах столицы, где раньше порой был один храм на несколько сот тысяч жителей, теперь всё не так безнадёжно. Да, темпы возведения святынь снизились в сравнении с доковидными временами, но всё не так плохо. Особенно если учитывать, что число московских клириков за 2021 год стало больше: с 1817 до 1841 человека. А это явный знак: церковная жизнь столицы продолжается.

Вакцинация, QR-кодизация и цифровизация: позиция Церкви

Нельзя не признать, что все мы, русские православные христиане, долго ждали официальной позиции нашей Церкви по самым острым вопросам последних двух лет – о том, как верующим относиться к антикоронавирусной вакцинации и всеобщей QR-кодизации, которая вполне может затронуть и жизнь православных приходов. Да, на уровне отдельных представителей священноначалия нередко звучали частные мнения, но Предстоятель от официальных заявлений воздерживался.

Ещё в марте 2021-го стало достоверно известно, что Патриарх Кирилл сам сделал прививку от ковида, хотя столь же очевидно было и то, что Святейший Владыка не хочет навязывать своё мнение миллионам чад Русской Церкви. И вот на Епархиальном собрании города Москвы он его озвучил. А, как известно, в отличие от частного мнения даже самых высокопоставленных архиереев, позиция Патриарха и есть позиция Поместной Церкви. Итак, что же сказал Предстоятель о вакцинации?

Вакцинироваться или нет – это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта… Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей… При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.

Позиция поистине чёткая, смелая – и явно не та, которую от Святейшего Патриарха ждали радикальные «ваксеры» и «антиваксеры». Но полностью совпадающая с мнением «Первого русского», сформулированным следующим образом «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся«. А если проще и короче: «не принуждай и не осуждай».

собрание

ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Что же касается тотальной QR-кодизации, то тут позиция Патриарха Кирилла ещё более жёсткая. При этом, с одной стороны, очень чётко предупреждающая опасность закрытия храмов для не имеющих «куаров» прихожан, но с другой, опровергающая апокалиптические слухи, связанные с самими QR-кодами:

Было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа… При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, – а пресловутая «печать» является внешним лишь знаком, видимым выражением совершившейся апостасии.

При этом Святейший Владыка подчеркнул, что «любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии». Более того, Предстоятель обратился к светским властям в надежде, что «государственная власть, в первую очередь законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие всё нарастающей цифровизации».

Подростки, которых мы потеряли?

Можно сколько угодно говорить о самых актуальных проблемах современности и завтрашнего дня, но если при этом теоретизировании забывать о практической жизни наших детей, то о будущем можно даже не задумываться. Мы его стремительно теряем. Вместе с нашими подростками. И то, что Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед московским духовенством, особенно много времени уделил именно «подростковому вопросу», многого стоит.

Вообще, этот вопрос сегодня должен быть едва ли не самым главным для всех нас. Хотя бы потому, что никогда ещё не было таких времён, когда наших детей учила не школа, не семья и даже не улица, а бездушные гаджеты. На эти «игрушки», которые вовсе не игрушки, сегодня «подсели» большинство из нас, но особенно опасны они именно для подростков. И Предстоятель Русской Церкви, человек старшего поколения, это понимает намного лучше, чем родители сегодняшних школьников:

Не следует забывать и о личном примере, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших. Никакие увещевания подростку отказаться от электронного устройства и выйти в реальный мир не будут иметь успеха, если начинающие взрослеть дети будут видеть собственного отца погружённым целыми вечерами в смартфон или планшет. Едва ли подросток сам возгорится благоговением к богослужению, если увидит небрежное и неблагоговейное поведение священнослужителя во время службы. Такие примеры, к сожалению, не являются единичными.

И здесь особенно важен опыт тех православных приходов, которые смогли отвлечь подростков от «Тик-Токов» и прочих промывающих их мозги соцсетей и пабликов. Патриарх Кирилл уверен, полезно создавать кружки и подростковые сообщества разной направленности: творческие, театральные, добровольческие, спортивные, туристические, скаутские, военно-патриотические, созидательно-трудовые, а также библейские кружки и киноклубы.

Главное, чтобы это помогло вытащить наших детей из виртуальной реальности, которая зачастую приводит их к отнюдь не виртуальным проблемам. К депрессиям, суицидам или их «лёгкой» форме в виде становящихся всё более «популярными» самоповреждений (настоятельная рекомендация всем родителям почитать на досуге, что такое «селф-харм») и даже колумбайнам. И Русская Церковь для этого уже делает очень многое. Хотя, конечно, без государственной воли и этой проблемы не решить. А потому слово Патриарха Кирилла и здесь в буквальном смысле прозвучало набатом.

Что с того?

Конечно, рамки небольшой интернет-заметки не позволяют подробно раскрыть и детально прокомментировать часовой доклад Святейшего Владыки. А потому мы оставили за скобками многие озвученные Предстоятелем вопросы, особенно касающиеся чисто церковных задач (в том числе о том, какими должны быть священники, чтобы не оттолкнуть от себя верующих). Но те общественные проблемы, о которых высказался Патриарх Кирилл, безусловно, необходимо решать в тесном соработничестве Церкви, государства и общества. Что бы либеральные болтуны ни говорили об опасности их «сращивания». Иначе о «Русской Мечте – 2050» можно просто забыть.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ