ФОТО: DMITRY KALINOVSKY / SHUTTERSTOCK.COM

Депутаты Госдумы России приняли в третьем чтении долгожданный закон об отмене обязательного техосмотра. Теперь получать диагностические карты на автомобили и мотоциклы для личного пользования можно будет добровольно. Впереди – одобрение закона в Совфеде и подпись на документе президента России. И свобода от коррупции. Но это не точно.

Странные вещи творились на рынке технического осмотра автомобилей в России в 2021 году: правая рука изобретателей законов явно не знала, что творит левая.

Сначала техосмотр ужесточили введением фотофиксации и новым регламентом получения электронной диагностической карты. Затем его «отвязали» от ОСАГО. А теперь, наконец, сделали добровольным – по крайней мере на автомобили для личного использования.

Теперь пятьдесят миллионов автовладельцев в России вместо переплаты страховщикам (все прекрасно знают, как у нас «проходят» техосмотр) смогут потратить эти деньги, например, на свои машины.

«Это всё только про деньги!»

У Виталия – старенький Ford Focus, выпущенный в конце «нулевых». Сам он мужчина рукастый, работает сварщиком, за своим железным конём ухаживает самостоятельно: всё, что нужно, в состоянии поменять и приварить сам.

Узнав про отмену ежегодных «взносов» за техосмотр, Виталий не смог скрыть радость:

Всё равно этот «техосмотр» был бесполезным. Ну, требовала талон на техосмотр страховая компания при оформлении ОСАГО. Если не было талона – предлагала свои услуги, выдавала его за две-три тысячи. Не проводилось при этом даже визуального осмотра, только устно спрашивали данные для заполнения: характеристики резины, примерный пробег. Больше ничего и не требовалось – всё это про деньги, не про безопасность на дорогах. Он нужен только страховщикам, единицы проходят хоть что-то похожее на осмотр машины. Таксисты, конечно, делают. Чаще всего. Ещё смотрят маршрутки, автобусы. А частники обычно вот так решали вопрос.

В советские годы на техосмотрах зарабатывали сотрудники ГАИ, после развала Союза – инспекторы ГИБДД и аффилированные автосервисы, потом (недолго) только автосервисы и в итоге – страховые компании с помощью автосервисов. Все эти годы техосмотр действительно имел к безопасности дорожного движения лишь опосредованное отношение. И вот, наконец, кормушка прикрылась.

Весной расцветают сбои, летом отвязывают полисы

Турбулентность на рынке техосмотра началась в марте. После нескольких лет подготовки власти предприняли попытку проконтролировать операторов и ввели обязательную фотофиксацию ТО в начале и конце диагностических процедур с привязкой к дате и локации. 1 марта, когда реформа стартовала, несколько дней были сбои в системе ЕАИСТО, в которой и должны были формироваться электронные диагностические карты – главное техническое новшество. По официальным данным, в первый день карту получили лишь 1% от среднего трафика клиентов станций техобслуживания. Есть, правда, ощущение, что этот «средний трафик» – «мёртвые души» покупателей диагностических карт через страховщиков.

АВТОМОБИЛИСТОВ ЗАСТАВЯТ ПЛАТИТЬ ШТРАФЫ ЗА ГРОМКОСТЬ. И НЕ ТОЛЬКО. ВИДЕО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД / VK.COM

Учитывая пандемийные ограничения, премьер-министр Михаил Мишустин своим постановлением продлил действие диагностических карт, сроки которых истекали с 1 февраля по 30 сентября, ещё на полгода. А к проверкам автобусов и маршруток, помимо технологов, стали привлекать инспекторов ГИБДД, чего не практиковалось уже 10 лет.

В июне 2021 года техосмотр «отвязали» от получения полиса ОСАГО, что вновь спровоцировало дискуссии о необходимости его полной отмены. Наконец, 7 сентября председатель «Единой России» Андрей Турчак озвучил предложение партии сделать техосмотр добровольным – по крайней мере на автомобили и мотоциклы для личного пользования. 22 декабря законопроект был благополучно принят в третьем чтении.

Свободны от взяток и коррупции

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что в первую очередь отмена техосмотра – это возможность для пятидесяти миллионов автолюбителей оставаться в правовом поле:

Это же преступление – использование заведомо подложных диагностических карт, если владельцы техосмотр не подходили, где-то приобрели их для заключения договора ОСАГО. Поэтому фактически из-под ног граждан вышибли криминальную почву. Самого техосмотра фактически никогда и не было. Людей просто толкали на преступления. Теперь, я надеюсь, решился главный вопрос – не превращать 50 с лишним миллионов автовладельцев в преступников. Это почти как хрущёвская реабилитация после сталинских репрессий!

Для частных автомобилей техосмотр отменяется, а для тех, кто занимается коммерческими перевозками пассажиров, – остаётся. И это, думаю, правильно – у нас на линию иногда выходят такие автобусы, что страшно становится. Особенно в провинции. Но это же вопрос безопасности, за этим должны следить сотрудники ГАИ.

Специалист национальной юридической службы по автотематике Владимир Александров уверен, что для безопасности на дорогах русским автовладельцам вполне достаточно действующего законодательства и собственной сознательности:

Гражданский кодекс предполагает ответственность собственника, владельца транспорта, за всё, что случается ввиду неисправности транспортного средства. Если ДТП произошло по причине неисправности транспортного средства – вину несёт владелец. Что касается предрейсового осмотра автобусов или автомобилей такси – это обязательно должно существовать и, может быть, даже ужесточаться.

По мнению Александрова, остаётся риск того, что страховые компании начнут предъявлять требования физическим лицам по состоянию машины в случае происшествий. Но тут, опять же, придётся положиться на сознательность самих автомобилистов, которые будут добровольно следить за своими машинами.

Напомним, предположительно с 1 января прохождение техосмотра для автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях, станет добровольным. Штрафы за непройденные ТО также отменяются.

Что касается автобусов, маршруток, такси, каршеринга и других средств для перевозки пассажиров, их эти изменения не коснутся, а штрафы за отсутствие техосмотра составят 2000 рублей.

Что с того?

Рай? Да не совсем. Критики законопроекта полагают, что связанная с техническим состоянием автомобилей коррупция просто перенесена из страховых и автосервисных компаний прямо на дороги (примерно как ЕГЭ перенёс коррупцию из вузов в школы). Сотрудники ГИБДД вновь получили право проводить диагностику автомобилей «на обочине» – правда, они могут это сделать только в случае явной внешней неисправности машины, но плох тот инспектор, который не найдёт повод придраться. С одной стороны, это поможет убрать с дорог откровенно аварийные «шайтан-машины», с другой – откроет уже подзабытые коррупционные возможности для патрулей.

Думается, окончательную оценку нововведению можно будет дать весной-летом, когда срок действия диагностических карт закончится уже у миллионов водителей, а ГИБДД распробует свои старые новые полномочия.

Но пока что реформа выглядит оправданной.

АНАСТАСИЯ АНТОНОВА