Киевляне во все времена любили гулять по старинному Нижнему Городу – Подолу. В тёплое время года непременным местом таких гуляний становился и воспетый Гоголем днепровский берег. Правда, во времена, описанные Николаем Васильевичем в его повестях, он был практически не обустроен. До XVIII века немногочисленные судёнышки и торговые баржи швартовались («притыкали) у деревянных прибрежных клетей, отчего тогдашняя пристань получила название Притыка.

Активное же судоходство по Днепру началось лишь в первой половине XIX века. Тогда и возникло вдоль береговой линии Подола, издавна являвшегося торговым центром «матери городов русских», несколько пристаней, одна из которых протянулась на целых 1800 м. По ним-то и совершали летние прогулки местные жители.

Берег Днепра у Киева. Старинная открытка
Берег Днепра у Киева. Старинная открытка

Читая воспоминания современников, воочию представляешь себе, как это происходило. Франтоватые молодые люди, у которых за спинами часто болтались гитары с бантиками, совершали променады с прелестными одетыми по моде барышнями. Солидные купцы в косоворотках и долгополых сюртуках чинно прохаживались с многочисленными домочадцами. Юркие служащие во фраках и визитках – гоголевские «Акакии Акакиевичи» – при встречах высокомерно кивали низшим по рангу и почтительно – высшим, совершая «проходки» с обсуждением биржевых, торговых, банковских и прочих ведомостей. Стройные офицеры целовали руки знакомым дамам. По мостовым звонко цокали копыта лошадок, впряжённых в изящные пролётки. А от причалов в направлении днепровских островов отплывали, лавируя меж корабликов и барж, прогулочные лодки; из них над рекой, до середины которой редкая птица долетала, разносились романсы и песенки, девичье щебетание и задорный смех.

Киевская гавань императора Николая ІІ в начале 1900-х гг.
Киевская гавань императора Николая ІІ в начале 1900-х гг.

Но, конечно, куда важнее прогулочных шлюпок для города была речная флотилия, а для флотилии необходимо было обустроить побережье. Первый пароход появился в Киеве в 1823 году, а через полстолетия их плавало уже 74. Посему в 1897 – 1899 годах построили новую гавань речного порта, получившую название «Киевская гавань императора Николая ІІ». Она стала на тот момент самой большой во всей Российской империи, с одной из самых длинных в Европе линий причала – 3156 м. По завершении строительства, в 1900 году, на берегу был установлен памятник киевской гавани. Тогда по Днепру ходило уже 208 пароходов.

Подол и гавань. Начало 20 века
Подол и гавань. Начало 20 века

 

Памятник киевской гавани (1900 г.) Стоял в начале Спасской улицы, на набережной Днепра
Памятник киевской гавани (1900 г.) Стоял в начале Спасской улицы, на набережной Днепра

После революции 1917 года гавань лишили императорского имени, а памятник снесли. В период до Великой Отечественной войны в гавани появилось много новых кораблей военной флотилии, изготовленных на известном заводе «Ленинская кузница» (в царское время – «машиностроительный и чугунолитейный завод»).

Набережная гавани в 1930-х годах
Набережная гавани в 1930-х годах

После войны и катаклизмов, которые она принесла и городу, и порту, киевляне активно взялись за восстановление разрушенной портовой инфраструктуры. В 1953 году началось строительство нового речного вокзала, продлившееся восемь лет.

Строительство нового здания вокзала, 1950–е годы
Строительство нового здания вокзала, 1950–е годы

Его торжественное открытие с участием студентов речного техникума и морского училища, с оркестром, состоялось в 1961 году. Здание стилизовали под старинный парусный фрегат. Стены облицевали знаменитым инкерманским известняком, а «мачты» и «паруса» даже частично позолотили. Сразу после запуска в эксплуатацию вокзал заработал на полную мощность, пропуская одновременно 550 человек. В последующий советский период пассажирские перевозки порта ежегодно составляли до 4 млн человек. По Днепру, до Днепропетровска, Черкасс и Запорожья курсировали «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях.

Так выглядели речной порт и вокзал в начале 1960 годов
Так выглядели речной порт и вокзал в начале 1960 годов

После провозглашения независимости Украины речпорт и вся речная флотилия стали приходить в упадок. В 1992 году был приватизирован «Укрречфлот», государственная судоходная и судоремонтная компания, после чего стремительно сократились объёмы грузопассажирских перевозок.

А для пассажиров остались лишь экскурсионные маршруты в черте города. К «нулевым» сильно обветшало и здание вокзала. В 2012 году его поставили на реконструкцию. Однако она затянулась почти на десятилетие после того, как случился евромайдан, а вслед за ним и государственный переворот. Ремонт продолжается до сих пор, закончен только фасад.

 Американский дьявол с трезубцем уже в Киеве
 Американский дьявол с трезубцем уже в Киеве

Впрочем, киевский градоначальник Кличко передаёт его американскому университету Аризоны – ASU. Именно так: учебное заведение – Америкен Юниверсити Киев – будет располагаться прямо в здании речного вокзала на Почтовой площади. По словам Кличко, «город полностью поддержал этот проект». Правда, у горожан и не спрашивали. Американских инвесторов, кстати, представлял на презентации Курт Волкер, бывший специальный представитель Госдепа США по вопросам Украины, в частности урегулирования конфликта на Донбассе. И директор Института Маккейна в Аризоне. Так совпало? Как известно, Волкер урегулированию конфликта не способствовал, зато успел приметить кусочек Киева для аризонского вуза. Кстати, эмблема ASU – Дьявол Спарки с вилами в форме трезубца. Украинские националисты точно сочтут его за своего!

На заглавном фото: так выглядит речной вокзал сегодня. Теперь – фактически американский

Юрий РУСОВ