ФОТО: SKROTOV / SHUTTERSTOCK.COM

Безопасно ли ездить на такси? Многие граждане на этот вопрос дадут отрицательный ответ. Оно и понятно: слишком часто «героями» криминальных новостей становятся таксисты, а поездки на автомобилях с «шашечками» – уже своего рода аттракционы смерти. Кто же ответит за это, кроме самого водителя?

Вопрос об ответственности более чем актуален. Заказывая такси, мы, как выясняется, наивно думаем, что главный тут – агрегатор. И продолжаем так думать до тех пор, пока не случается нечто такое, за что требуется взыскать компенсацию, в лучшем случае. Хотя происходят и настоящие трагедии, как недавно в Санкт-Петербурге.

Он очень хотел домой. И стал убийцей?

Вечером 10 декабря в Северной столице 27-летний Джаббар Атакишиев принял заказ от агрегатора Uber и повёз двух подвыпивших мужчин в магазин на улице Ленсовета. Закончилась поездка печально: один из пассажиров, 56-летний мужчина, был убит, а второй, его 38-летний коллега, получил тяжёлые ранения. Следствие считает, что именно Джаббар напал на пассажиров.

С чего именно начался конфликт – достоверно неизвестно. Водитель-мигрант, задержанный аж в Воронеже, на допросе заявил, что «очень хотел домой, а погибший с другом заставляли его ездить по городу и заезжать в магазины за алкоголем». Раздражала Атакишиева и громкая музыка, которую слушали пассажиры, и их громкий смех, о чём он сам сообщил в ходе допроса.

Когда поездка подходила к концу, выяснилось, что у клиентов не хватает наличных денег, чтобы расплатиться с водителем. Один из мужчин пошёл в магазин, чтобы снять деньги с банковской карты, а таксист вышел из машины и сказал второму, что «надо поторопиться». Это тоже известно со слов Атакишиева.

Мы не знаем, что ответил оставшийся пассажир и действительно ли водитель нанёс человеку, годившемуся ему в отцы, 17 ножевых ранений, от которых мужчина скончался. Однако в ходе допроса фигурант произошедшее признал. Теперь следствию предстоит доказать свою позицию в суде. Отметим, ничего не смог добавить к этому и второй пострадавший, получивший удар ножом в грудь. Однако нападение водителя зафиксировала камера видеонаблюдения: удары жертве наносили прямо на входе в супермаркет.

Атакишиев, видимо, испугавшись содеянного, скрылся с места преступления на автомобиле Hyundai Solaris, бросил машину на Софийской улице и попытался спрятаться в Воронеже, где его и нашла полиция.

В отношении Джаббара Атакишиева уже возбуждено уголовное дело по статье «убийство». Если его вина будет доказана, срок фигуранту светит долгий. Но кто ответит по иску о компенсации семье погибшего мужчины и нанесении вреда здоровью второго пассажира? И тут, как выясняется, концы можно искать очень долго.

Это раньше в советских таксопарках руководство первым отвечало за нанятых на работу водителей. А сейчас всё иначе, особенно если речь идёт о мигрантах, которые могут и вообще без прав выезжать на линию – кто их контролирует? Агрегатор всегда остаётся в стороне.

Работодатель должен отвечать за сотрудника. Но с агрегаторами возникают сложности

Как это происходит, рассказала в эфире программы «Не могу молчать» правозащитник в сфере легкового такси, активист движения «Синие ведёрки» Елена Гращенкова, по словам которой при данном инциденте наступает два вида ответственности – уголовная и гражданская. И если с уголовной ответственностью всё более-менее ясно, водителя осудят и он отправится в места не столь отдалённые, то с гражданской ответственностью ясности нет, отметила Гращенкова:

Здесь надо подводить к 1068-й статье Гражданского кодекса «Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причинённый его работником». А в этой статье прямо говорится о том, что работодатель отвечает за действия своего сотрудника при исполнении. И вот тут уже возникают сложности.

Дело в том, что агрегаторы совсем не дураки, и ещё несколько лет назад они ликвидировали этот коридор ответственности, который подводил к ним, водители у них на так называемом «информационном обслуживании».

Агрегаторы завели себе контрагентов, которые в народе называются «подключашки». Это какие-нибудь ИПэшечки, «серые юридические лица», неизвестно где зарегистрированные. Вот эти «подключашки» и осуществляют все правоотношения с водителями. От них водители получают деньги, заказы, поскольку они посредники.

И, таким образом, когда мы приходим в суд по таким инцидентам, мы просто не можем выйти на 1068-ю статью ГК, не можем добраться до агрегатора, который по факту является работодателем, о чём говорит много признаков.

То есть для того, чтобы с агрегатора, через который было вызвано это такси, получить все полагающиеся по Гражданскому кодексу неустойки, необходимо пройти через тяжёлый судебный процесс, где по признакам будут признаны трудовые отношения между агрегатором и водителем. Это будет тяжело, дорого, обременительно для граждан.

Но надо признать, что не все агрегаторы у нас в стране безответственные. Некоторые из них добровольно приняли на себя риск ответственности и выплачивают по закону какие-то компенсации. Но делается это, как правило, только в добровольном порядке. Всё зависит от агрегатора.

Сможем ли мы обойтись без гастарбайтеров?

Напомним, согласно информации, опубликованной на сайте Mos.ru, только в столице почти две тысячи водителей ездят, имея права, выданные в других странах или со стажем вождения менее трёх лет.

Сколько таких водителей в городах России, например, за рулём петербургских такси, точно неизвестно. Но различные инциденты, связанные именно с водителями этих машин, здесь совсем не редкость. Часто жертвами мигрантов становятся женщины, рискнувшие воспользоваться услугами такси.

Так, в декабре прошлого года жительница Санкт-Петербурга после встречи с друзьями в состоянии лёгкого опьянения села в такси, за рулём которого был чернобородый водитель, говоривший с акцентом. Он завёз девушку во дворы Невского проспекта, изнасиловал на заднем сидении, а затем высадил у дверей Мариинской больницы. Другая петербурженка рассказала, как по пути в аэропорт водитель-мигрант прямо при ней во время поездки смотрел порно и занимался самоудовлетворением.

Кто за это всё ответит? В Госдуме депутаты уже предлагали к рассмотрению несколько законопроектов, которые должны были закрепить за работой таксистами только русских граждан.

Но пока эти инициативы не получили хода, мигранты продолжают вытворять всё что угодно, а русские в некоторых регионах нашей страны не могут устроиться таксистом или водителем маршрутки: конкурентов выдавливают методами «лихих 90-х». Сможет ли когда-нибудь наша сфера услуг, включая такси, обойтись без гастарбайтеров – вопрос пока открытый.

Полная версия программы «Не могу молчать» доступна в видеоформате, здесь же представлена лишь часть беседы в студии «Первого русского».

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА