ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Часто в дискуссиях о системе QR-кодов звучит слово «сегрегация». Тем русским людям, о которых шла речь на круглом столе «Обеспечение доступности социальной среды для людей с особенностями развития» под эгидой Комиссии Общественной палаты России по доступной среде и развитию инклюзивных практик, который состоялся вчера в Москве, слово «сегрегация» было знакомо и раньше. Это инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Их интересы, судя по всему, законотворцы вообще не учли при составлении документов о QR-кодах.

Шумным получилось обсуждение новых законодательных инициатив, которые сейчас рассматриваются в Государственной думе и касаются ограничений для непривитых граждан на ряд видов общественного транспорта. По мнению большинства специалистов, за этими законами кроется не что иное, как социальная и цифровая сегрегация, что может привести к самым неоднозначным последствиям и уже обнаружило глубочайший раскол в русском обществе.

В частности, речь идёт о проектах таких законов, как «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Законы эти разрабатывались и принимаются стремительно, и профильное экспертное сообщество обеспокоено пробелами в данных документах. К примеру, отдельный порядок работы с гражданами с ограниченными возможностями, находящимися на попечении пожилыми людьми и прочими категориями населения, к которым необходим «инклюзивный подход» (особые усилия для вовлечения в обычную жизненную среду), в них не отражён вообще. Отсутствует в законопроектах и порядок взаимодействия таких людей с профильными медицинскими и социальными структурами, компаниями-перевозчиками и иными организациями.

Эксперты негодуют: огромному количеству людей в России, которым и так живётся куда сложнее, чем обычным гражданам, собираются добавить изрядно дискомфорта.

Жизнь по Оруэллу

Модерировала круглый стол соучредитель благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть!», член Комиссии ОП по доступной среде Ксения Алфёрова. Она обратила внимание присутствующих на странность в целях новых законов, которые каким-то образом должны «обеспечивать равный доступ к транспорту для граждан» «при наличии соответствующих сертифицирующих документов». Всё прямо по Оруэллу, когда «все животные равны, но некоторые равнее других». При этом, по данным Алфёровой, на текущий момент в России живёт 11 631 тысяча людей с самыми разными особенностями здоровья, которым необходим инклюзивный подход.

Первой высказалась член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова. По словам сенатора, новые законопроекты вызвали горячую общественную реакцию, только в адрес Совета Федерации пришло более 13,5 тысячи обращений. А за последние дни недели на имя самого сенатора прислали около двухсот писем с вопросами об этих самых законопроектах.

Павлова отметила: «Данные ограничения могут создать серьёзный риск для граждан по самым разным критериям», – и подчеркнула, что под «риском» она имеет в виду именно дискриминацию.

Сенатор видит отдельную опасность ещё и в том, что «набор этих критериев потенциально может меняться в ту или иную сторону».

Ещё одно «новшество», о котором упомянула Павлова, касается проблемы с медотводами для инвалидов. По словам члена СФ,

… не может не вызывать серьёзных вопросов тот факт, что сейчас медицинские отводы от прививки против коронавируса практически не выдаются.

Мария Павлова поинтересовалась, готовит ли правительство России, расширенный список противопоказаний по вакцинации для людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ) и пожилых людей. Вопрос, что характерно, повис в воздухе.

Резюмировала член верхней палаты русского парламента своё выступление осуждением разделения людей на «ваксеров» и «антиваксеров», поскольку такой уровень дискуссии недостоин культурных и образованных людей».

Оптимизировали, оптимизировали и дооптимизировались

Следующим взял слово Олег Румянцев, доктор юридических наук, управляющий партнёр ООО «Румянцев и партнёры», один из соавторов Конституции России, а ныне эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства. Он напомнил о преступном развале медицины в стране, который назвали «оптимизацией».

Система принятия решений у власти сейчас «хромает», а оптимизация медицинских учреждений проводилась в полном отрыве от институтов гражданского общества и от пациентов в первую очередь,

– заявил Румянцев.

Говоря о возможных нововведениях на законодательном уровне, эксперт отметил опрос радиостанции «Бизнес-FM» среди медицинских работников, в рамках которого введение QR-кодов негативно оценили 36% респондентов и только 24% высказались за.

Румянцев подчеркнул, что на текущий момент «общество у нас катастрофически расколото». И привёл данные недавнего опроса о поддержке населением внутреннего политического курса страны. В рамках этого исследования оказалось, что поддерживает этот курс 46% населения, а против выступает 44%. И это, по мнению Олега Румянцева, уже ставит под вопрос преамбулу к Конституции России, в которой обозначена цель поддержки гражданского мира и согласия в стране.

Также Румянцев отметил, что сегодня и на уровне новых законопроектов, и через СМИ, и в рамках особенностей работы правоохранительных органов прокачивается ненависть и вообще ставится под сомнение целостность нашего народа. Делается всё, чтобы якобы добровольная вакцинация стала обязательной. В качестве жеста доброй воли спикер предложил за счёт Фонда предоставить людям возможность делать бесплатные ПЦР-тесты и выделить финансы на общую социальную поддержку населения в период пандемии.

Доверие после пандемии восстановится не скоро

Ещё одним приглашённым специалистом на встрече стал известный врач, хирург высшей категории, доктор медицинских наук Владислав Шафалинов, который на текущий момент возглавляет группу компаний «Ваш доктор». Он охарактеризовал последние решения, принимаемые на ниве борьбы с коронавирусом, «немыслимыми и совершенно нелогичными». Шафалинов напомнил, что многие из ныне привитых «лежат в реанимации, заражают невакцинированных, сами заболевают».

Также эксперт подчеркнул, что готов закрыть дискуссию о прививках, если бы на государственном уровне соблюдались два условия: добровольность вакцинации и отсутствие сегрегации, которая уже наметилась, а сейчас может быть только усугублена новыми законопроектами.

Ещё одна проблема, которую обозначил эксперт, – недоверие жителей России к системе здравоохранения вообще и врачам в частности. Восстановить это недоверие после последних двух лет будет непросто.

Нашёлся среди участников конференции и другой врач, скептически относящийся к принудительной вакцинации населения и многим принятым мерам, – Денис Иванов, профессор кафедры Общей патологии, заместитель директора Медицинского института Тульского государственного университета. Он посвятил своё выступление несостоятельности образовательных цифровых технологий и их неуместности в рамках многих специальностей. К примеру, господин Иванов высказал непонимание того, как ему адекватно учить студентов-хирургов «на удалёнке».

Более того, медик вообще выразил сомнение в эффективности всей этой «большой цифры» в рамках противодействия ковиду с точки зрения развития самой болезни. Изоляция, отсутствие подвижности, замкнутое пространство и негативное настроение явно не способствуют укреплению иммунитета. Упомянул Иванов и проблему доверия к медицинской системе, высказав мнение, что восстанавливать это доверие придётся не один десяток лет. Говоря о QR-кодах, Денис Иванов подчеркнул, что они «не имеют никакого отношения к медицине».

Если вам говорят, что эти коды помогут бороться с угрозой распространения инфекции, то это наглая ложь. Нет. Это не про медицину,

– отрезал эксперт.

Только без насилия!

Следующим спикером стала Ирина Силуянова, доктор философских наук, почётный профессор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, специалист по биомедицинской этике. Она предложила взглянуть на проблему QR-кодов с этической точки зрения, поскольку, по её мнению, суть нынешнего конфликта в «столкновении интересов отдельного человека с одной стороны и общества и науки – с другой», всегда возникающего во время эпидемий. Однако Ирина Силуянова подчеркнула, что

… в медицинской этике такой конфликт фиксируется понятием «насилие» и это насилие, осознаваемое людьми или нет, и приводит к тем социальным движениям, которые мы наблюдаем.

Эксперт отметила, что избежать насилия поможет только компромисс. А для его достижения медицинское вмешательство должно быть добровольным, что зафиксировано в законодательстве России.

Далее выступил врач, на этот раз педиатр Евгений Тимаков, лауреат премии «Профессиональная команда страны». Он присоединился к предыдущим заявлениям своих коллег о том, что проблема QR-кодирования – это не только медицинская проблема. Медик отметил:

Нет ни одного научного исследования о том, что QR-коды являются эпидемиологически обоснованными, все снижения волн заболеваемости не были никаким образом связаны с QR-кодами.

По мнению эксперта, система QR-кодов – это фактическое принуждение населения к вакцинации. Упомянул Тимаков и неэффективность системы ПЦР-тестов, которая фактически «обнуляет» всю легитимность QR-кодирования.

Характеризуя сложившуюся ситуацию, Евгений Тимаков подчеркнул, что сейчас у нас наличествует

… добровольная вакцинация на принудительной основе. Нас принуждают вакцинироваться, но при этом мы даём добровольное согласие на прививку.

При этом Тимаков однозначно высказался за вакцинацию, но заявил, что вся эта система сейчас элементарно не проработана. И в части кодов, и в части тестирования, и в части медотводов, и многих иных аспектов данной массовой кампании. Сюда же врач отнёс и проблему покупки «левых», то есть поддельных QR-кодов.

Ещё одна важная проблема, которую поднял Евгений Тимаков, – это права детей. Например, у тех родителей, которые по медицинским показаниям не могут получить QR-код. И запрет детям на активную и полноценную жизнь впоследствии, по мнению врача, повредит их адекватной социализации. Не говоря уж о том, что ущемление в правах детей и подростков – это вообще выход за любые рамки такого понятия, как гуманизм.

Дело техники: проблемы и перегрузки

Следующим спикером был независимый эксперт в сфере информационных технологий Дмитрий Ушаков. Техническая часть с получением QR-кодов у переболевших и привитых вызвала его критику: часто цифровой сертификат просто не приходит, равно как ни к чему не приводят попытки дозвониться до соответствующих инстанций, чтобы решить проблему. Техническая поддержка на сегодняшний день также не справляется с нагрузками, а новые законы дополнительно загрузят систему.

Ещё одним экспертом, говорившим о нагрузках и технических проблемах всей системы QR-кодов, был Юрий Цветков, специалист Сколковского института науки и технологий по вопросам международного регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий.

Он напомнил, что даже те цифровые решения, которые используются в закрытых контурах страны, – «не совсем наши». Это иностранное «железо», библиотеки и программное обеспечение. И в данном случае, поскольку речь идёт об использовании персональных данных, возможен «подрыв цифрового суверенитета личности, который экстраполируется на цифровой суверенитет всего государства». И тут эксперт задал важный вопрос: «Кто и для каких целей впоследствии будет работать с этими данными?»

Резюмировал свое выступление Юрий Цветков тем, что пока риски внедрения решений, подобных QR-кодизации, слишком высоки и нуждаются в комплексном экспертном анализе.

Противозаконная практика

Юридическую оценку QR-кодам и грядущим законопроектам дала кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации России по конституционному законодательству и государственному строительству Анна Швабауэр.

По её мнению, те меры в законопроектах о доступе к транспорту, которые обозначены сейчас, противоречат закону о правах инвалидов, согласно которому людям с ОВЗ предоставляется право беспрепятственного доступа к разного рода местам и объектам, в том числе и к общественному транспорту.

QR-коды отменяют эти права, поскольку превращают беспрепятственный доступ в запрещённый,

– уверена Швабауэр.

Кроме того, эти законопроекты, по словам эксперта, полностью игнорируют подписанную Россией международную конвенцию о правах инвалидов. Анна Швабауэр прямо назвала QR-кодизацию «противозаконной практикой».

Что с того?

Общий настрой экспертов Общественной палаты, думается, вполне понятен. При разном отношении к вакцинации абсолютное большинство специалистов усмотрели и в QR-кодах, и в грядущих законах бескрайнее поле проблем и сочли их недоработанными как в техническом, так и в юридическом аспектах – не говоря уже про, собственно, медицинскую и эпидемиологическую целесообразность данных инициатив.

Самое же печальное, о чём говорилось на данном мероприятии, – то, что закон о QR-кодах фактически положит начало сегрегации в русском обществе и, как следствие, глубочайшему социальному расколу.

Будут ли приглашённые на круглый стол эксперты услышаны законодательной и исполнительной властями страны – большой вопрос. Хотелось бы надеяться, что всё же будут. В противном случае усиление «цифровой сегрегации» может привести к самым печальным последствиям.

АЛЕКСАНДР ЧАУСОВ