ФОТО: NIC MARKOFF / GLOBALLOOKPRESS

Жуткая авария с участием бетономешалки в Санкт-Петербурге, где погиб один из мотоциклистов, а за жизнь второго по-прежнему борются врачи, обрастает странностями, словно снежный ком. Виновника ДТП Ислама Джамалудинова, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, Невский суд не стал заключать под стражу, хоть в изначальном постановлении следователя указано на то, что он был «в состоянии опьянения» плюс имел прописку на малой родине – в Дагестане. «Первый Русский» разбирался в трагической истории.

Круче Ефремова

Помните, когда актёр Михаил Ефремов, отбывающий ныне срок в 7,5 лет в Белгородской области, устроил, будучи пьяным да ещё и под наркотиками, смертельное ДТП на Смоленской площади, когда погиб водитель фургона Сергей Захаров, вся страна бурно обсуждала – почему это суд отправил его не в изолятор, а под домашний арест? Многие тогда возмущались гуманностью отечественной Фемиды, говорили о высоких покровителях артиста, вседозволенности богемы и так далее. И требовали обращаться с ним пожёстче.

26-летний Ислам Джамалудинов, устроивший жуткую аварию на КамАЗе-бетономешалке – уроженец маленького горного села Урма в Левашинском районе Дагестана. У Ислама, по идее, влиятельных защитников нет.

Но если Ефремов, которому было определено на время следствия и суда находиться взаперти в собственной квартире, – фигура, как бы то ни было, публичная, его лицо всем известно, то у Джамалудинова и постоянного жилья-то в Питере нет. Однако Невский суд отчего-то, невзирая на ходатайство поддержанное прокуратурой следствия заключить его под стражу, оказался ещё более мягким – очевидного виновника вообще оставили на свободе, избрав меру пресечения в виде «запрета на определённые действия».

Обстоятельства аварии

ДТП, о котором идёт речь, произошло в начале десятого вечера в субботу, 21 августа.

Двое приятелей-байкеров, 33-летний Юрий Мердин и 31-летний Роман Сафонов, сотрудники мотосалона (первый – техник, второй – механик), возвращались с работы домой – по Октябрьской набережной в сторону моста Александра Невского.

Есть видеозапись момента аварии:

Проезжая часть – практически пустая, над ней – сумерки, слабо перебиваемые светом уличных фонарей. И вдруг неожиданно, в районе дома №40к, где в настоящее время идёт стройка, им наперерез выкатила бетономешалка. «Миксер появился, как призрак», потом заметят их друзья по мотоклубу, посмотрев чудовищные кадры.

КамАЗ, действительно, возник поперёк дороги, словно из ниоткуда – без габаритов, весь серый, слившийся с горизонтом, он выехал со стройплощадки просто наперерез движению, намереваясь пересечь двойную сплошную линию и развернуться. Заметить его, даже и не на мотоцикле, а на обычной легковушке, судя по записи с видеорегистратора, можно было, только приблизившись вплотную.

Байкеры – сначала Юрий, потом Роман – среагировать не успели. Ехавший вторым Сафонов попытался уложить свой Kawasaki на бок, а вот Мердин на «Хонде» просто воткнулся в преграду на полном ходу. Впрочем, и тот, и другой, как можно заметить на кадрах, отчаянно тормозили – за доли секунды до столкновения резко вспыхнули стоп-сигналы.

Оба, к слову, – опытные уважаемые байкеры, а отнюдь не начинающие гонщики-лихачи, нарушающие всевозможные правила.

Мердин, например, на общественных началах отвечал за проходы мотоколонн во время мероприятий с участием клуба, а Сафонов (про него говорят, что он с помощью крепкого слова и гаечного ключа способен решить любую техническую проблему), по отзывам друзей, всегда ездил очень дисциплинированно.

Юрий погиб на месте, у него остались жена и двое сыновей – пятилетний Лёша и совсем маленький Саша, ему исполнится два в январе.

Мотоциклы – вдребезги. Фото предоставлено «Первому Русскому» сообществом «Мотосолидарность»

РОМАНА ЭКСТРЕННО ГОСПИТАЛИЗИРОВАЛИ В НИИ СКОРОЙ ПОМОЩИ ИМ. ДЖАНЕЛИДЗЕ, СЕЙЧАС ОН ПО-ПРЕЖНЕМУ НАХОДИТСЯ В ТЯЖЕЛЕЙШЕМ СОСТОЯНИИ: ЗАКРЫТАЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА, ТЯЖЁЛЫЙ УШИБ ГОЛОВНОГО МОЗГА, МНОЖЕСТВЕННЫЕ ОЧАГИ ВНУТРИМОЗГОВЫХ КРОВОИЗЛИЯНИЙ, ДИФФУЗНОЕ АКСОНАЛЬНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА – ЭТО ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ. КРОМЕ ТОГО, В РАЗДРОБЛЕННОЕ БЕДРО ЕМУ ПОСТАВИЛИ ПЛАСТИНУ, ПРИКРЕПИВ ЕЁ ШЕСТЬЮ ШУРУПАМИ. ЕГО ДРУЗЬЯ И ЕДИНСТВЕННЫЙ БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК – ПОЖИЛАЯ МАМА, МОЛЯТСЯ, ЧТОБЫ ОН ВЫКАРАБКАЛСЯ. МЕДИКИ, ОДНАКО, ПРОГНОЗОВ ПОКА НИКАКИХ НЕ ДАЮТ.МЕСТО ДТП И ТОТ САМЫЙ «МИКСЕР». ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «ПЕРВОМУ РУССКОМУ» СООБЩЕСТВОМ «МОТОСОЛИДАРНОСТЬ»

Водитель «миксера» Ислам Джамалудинов (он не пострадал), как рассказали очевидцы, вёл себя после столкновения странно – улыбался сам себе, крутил головой и как будто не понимал, что случилось, отчего он вообще там находится.

ДАЖЕ КОГДА ГАИШНИКИ ВЕЛИ ЕГО К МАШИНЕ, С ЛИЦА ПАРНЯ НЕ СХОДИЛА НЕПОНЯТНАЯ УСМЕШКА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «ПЕРВОМУ РУССКОМУ» ОЧЕВИДЦАМИ

«То ли пьяный, то ли под чем-то – даже если учесть шоковое состояние после ДТП, неадекватное поведение», – отмечают люди.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ КОНКРЕТНО УКАЗАНО: «В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ». ТОЛЬКО ВОТ – КАКОГО ИМЕННО? ФОТО: «ПЕРВЫЙ РУССКИЙ»

От прохождения медосвидетельствования Джамалудинов отказался. Наотрез. А вот когда его доставили в больницу, чтобы сдать на анализ мочу – стандартная процедура, то попытался, как рассказали «Первому Русскому» осведомлённые источники, разбавить содержимое баночки… водой.

Вот если бы он просто попался нетрезвым за рулём либо стал участником «механического» ДТП, без пострадавших, то в отношении него составили бы протокол по статье 12.26 КоАП России – «Невыполнение водителем ТС требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения». А так как здесь признаки преступления, предусмотренного статьёй 264 УК России (ч. 4, п. «а») – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения», то это совсем другой момент,

– объясняет правозащитник Алексей Филиппов, представляющий интересы вдовы Мердина.

Но достоверно установить теперь, в каком именно «опьянении» находился водитель бетономешалки, не получится – никогда.

Адвокат с биографией

Тем не менее, Ислама Джамалудинова закрыли на двое суток в изолятор временного содержания (ИВС) – до избрания меры пресечения. Возбудили уголовное дело по упомянутой 264-й статье УК, и тогда начались весьма занимательные вещи.

Во-первых, по словам собеседников «Первого Русского», в полицию приезжали представители местной дагестанской диаспоры – «вентилировать» вопрос, насколько всё серьёзно.

Во-вторых, у парня (ещё раз напомним: он – водитель, не владелец заводов-пароходов) неожиданно появился хороший адвокат – Михаил Альхимович.

Что любопытно, в ноябре 2009-го адвокату с точно такими же именем, отчеством и фамилией Санкт-Петербургским городским судом был вынесен приговор по статьям «Мошенничество» и «Покушение на мошенничество». По версии следствия, юрист вместе с опером УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, майором полиции Кириллом Пилипченко и с объявленным на тот момент в розыск третьим фигурантом, старшим опером Анатолием Дорониным, «вступили в сговор на совершение мошенничества в отношении гражданина, обвиняемого в совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков».

Пилипченко и Доронин несколько раз ввели потерпевшего в заблуждение, требуя передать им деньги при посредничестве Альхимовича за способствование в изменении меры пресечения, уничтожение вещественных доказательств его вины и непроведение оперативно-розыскных мероприятий, способствующих получению данных о его причастности к совершению преступления. В общей сложности мужчина передал им 15 тыс. евро и 225 тыс. рублей,

– отмечал тогда Следственный комитет.

Пилипченко получил четыре года реального срока, Доронин сбежал, а Альхимович отделался условным наказанием.

Официальный релиз Следственного комитета России. Скриншот сайта skedcom.ru

АДВОКАТСКИЙ СТАТУС ОН ТОГДА ПОТЕРЯЛ. НО, СОГЛАСНО ДАННЫМ РЕЕСТРА АДВОКАТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, 3 ИЮЛЯ 2012 ГОДА ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАННЫЙ МОШЕННИК АЛЬХИМОВИЧ МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ ВНОВЬ СТАЛ АДВОКАТОМ.»СТАТУС АДВОКАТА ПРЕКРАЩЁН» – «СТАТУС АДВОКАТА ПОЛУЧЕН». СКРИНШОТ САЙТА APSPB.RU

Если речь идёт, как мы предполагаем, об одном и том же человеке, ничего удивительного: при погашенной судимости такое возможно.

И, наконец, третий любопытный момент – собственно, само избрание меры пресечения, постановление по которому выносилось в Невском суде северной столицы.

«Может скрыться от органов следствия и суда»

Старший следователь ГСУ ГУ МВД по СПб и ЛО Любарский ходатайствовал заключить Ислама Джамалудинова под стражу, мотивируя это тем, что тот обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание до 12 лет колонии, а находясь на свободе, он может скрыться от органов следствия и суда». Его полностью поддержал прокурор Санаев, указав, что иную меру пресечения при таких обстоятельствах назначить никак нельзя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ОБВИНЯЕМОГО. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО «ПЕРВОМУ РУССКОМУ» СООБЩЕСТВОМ «МОТОСОЛИДАРНОСТЬ»

Однако судья Г.Н. Баширов с ними не согласился.

Суд учитывает, что Джамалудинов является гражданином РФ, после ДТП место преступления не покинул, вызвал сотрудников экстренных служб (в реальности, по нашим данным, это сделали свидетели. – прим. ред.), имеет престарелых родителей, супругу и малолетнего ребёнка, занимался трудовой деятельностью по устному договору (убедительно! – прим. ред.), и приходит к выводу, что Джамалудинов, имеющий устойчивые социальные связи, не будет скрываться от следствия и суда.

«С учётом изложенного», а также «данных о личности обвиняемого, его образа жизни, возможности проживания на законных основаниях в Санкт-Петербурге», суд полагает, что цели избрания меры пресечения, указанные в ходатайстве следствия, могут быть достигнуты без применения самой строгой меры пресечения в виде заключения под стражу, а именно – при избрании меры пресечения в виде запрета определённых действий.

«Устойчивые социальные связи»

По поводу «данных о личности», учитывая, в каком состоянии Джамалудинов был за рулём во время смертельного ДТП, можно, конечно, поспорить, хотя дискуссии с судьями не приветствуются.

А вот то, что касается «проживания на законных основаниях» в Петербурге, придётся немного прояснить.

По словам собеседников «Первого Русского», прибывший на заработки из Дагестана парень изначально сообщил полицейским, что проживает вообще в кузове КамАЗа. Но в судебном постановлении значится другое место, по крайне мере стационарное: ул. Софийская, д. 99.

Всё бы ничего, вот только, согласно данным Росреестра, по этому адресу находится «объект капительного строительства – нежилое здание, склад», одноэтажное и с металлическими стенами.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ: МЫ НЕ РАЗГЛАШАЕМ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ, НО УДИВЛЯЕМСЯ, КАК МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЁН СКЛАД – ПРИЧЁМ, НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ. ЭТО КАК? СКРИНШОТ САЙТА KADBASE.RU

Если Ислам Джамалудинов реально там проживает, то, пожалуй, придётся жёстко спросить с местного участкового и питерской полиции на предмет выполнения норм миграционного законодательства.

Следующее, что обращает внимание: участие упоминавшегося выше адвоката. Есть предположение, что он будет защищать не столько виновника ДТП, сколько застройщика, которому принадлежит бетономешалка.

Ведь, как справедливо указал судья, парень работал «по устному договору», а следовательно, мог выехать со стройплощадки без разрешения и задания своего работодателя – то есть, по собственной воле. А в этом случае вина и обязанность по выплатам компенсации семьям погибшего и пострадавшего байкеров целиком ляжет на него. И если он не сбежит («Первый Русский» рассказывал недавно, как правоохранители в пригороде Питера питают весьма уважительные чувства в гастарбайтерам, отказываясь возбуждать дела по очевидным преступлениям), то отдуваться предстоит ему, а не строительной компании – с неё, что называется, «взятки гладки» (или наоборот).

Однозначно могу заявить, что конкретные адреса проживания подозреваемого не определены, мы будем добиваться изменения меры пресечения,

– заверил нас правозащитник Алексей Филиппов.

Где сейчас находится Джамалудинов, неизвестно. «Первый Русский» продолжит следить за развитием событий.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»