ФОТО: WANG AN QI / SHUTTERSTOCK

Вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за развитие оборонно-промышленного комплекса, назвал цифры, наглядно свидетельствующие о том, что ОПК планомерно переориентируется на производство продукции гражданского назначения. Ещё в 2016 году глава государства поручил начать процесс диверсификации производства. Уже к 2030 году половина продукции ОПК не будет иметь прямого отношения к военке.

Заместитель председателя правительства России Юрий Борисов, выступая на форуме «Армия-2021», рассказал о том, как идёт процесс диверсификации оборонно-промышленного комплекса, а именно – переориентирования ОПК на производство продукции гражданского назначения. По словам вице-премьера, по итогам текущего года 27% всего произведённого предприятиями оборонки придётся на гражданскую продукцию, хотя ещё в 2017 году этот показатель был существенно меньшим – 17%. Президент Владимир Путин два года назад дал конкретное поручение довести невоенную долю ОПК к 2025 году до 30%, а к 2030 году – до половины.

Процесс диверсификации на сегодняшний день проходит успешно, особенно учитывая возникающие дополнительные препятствия на этом пути. Прежде всего речь идёт о пандемии, больно ударившей по мировой экономике, а также о санкционном давлении Запада, которое сконцентрировалось как раз на всём, что связано с нашей военкой. Кроме того, оборонно-промышленный комплекс должен выполнять свою основную функцию – удовлетворение спроса Вооружённых Сил, исполнение государственного оборонного заказа. Пока, как отмечает Борисов, решать главные проблемы удаётся.

На том же форуме специалисты Промсвязьбанка рассказали о препятствиях, встающих на пути переориентировки компаний ОПК. Во многом они являются субъективными и связаны с тем, что руководство не обращает должного внимания на диверсификацию. У 15% предприятий отсутствует даже должность ответственного за выпуск «гражданки», у 40% она не является ключевой.

Впрочем, тренд остаётся позитивным. С 2020-го на 4% выросло число предприятий, у которых рост выручки от продажи гражданской продукции растёт темпами более 5% в год (на сегодняшний день таких 54%). С 50 до 64% за год увеличилась доля фирм с коммерческими компаниями и простыми гражданами как основными потребителями продукции.

Задача диверсификации ОПК была впервые сформулирована Путиным в 2016 году во время послания Федеральному собранию. Перевооружение русской армии современной техникой, способной конкурировать по своим технико-тактическим характеристикам с потенциальными противниками, фактически завершено. Чтобы не вызывать простоя и загрузить мощности оборонно-промышленного комплекса, глава государства и инициировал внедрение курса на переориентацию.

Что с того?

В то же время отечественная экономика на этом поприще пожинает плоды бездумной политики 1990-х годов. Тогда ОПК сначала пытались переориентировать на гражданские нужды, причём сделали это бездумно и без всякого планирования, а затем и вовсе решили пустить ценнейшие предприятия с уникальными технологиями под нож. К 2000-му внутренний рынок бытовой техники и прочей продукции, которую могли бы производить перепрофилированные военные заводы, по сути, сдали иностранным корпорациям. И сейчас возвращать свои позиции нелегко.

Однако ниши, которые в состоянии занять военка, есть. Приоритетных направлений здесь как минимум два. Первое – это космические разработки, способные значительно улучшить картографирование нашей огромной страны, способствовать качественному улучшению спутникового мониторинга территории (скажем, вовремя пресекать незаконную застройку или противозаконную экономическую деятельность). Второе – обеспечение нефтегазового комплекса очень востребованными изделиями из немагнитной стали. На данный момент их закупают за рубежом, хотя ОПК в состоянии производить аналогичную продукцию в России.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ