ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Российские власти, похоже, решили всерьёз заняться битвой за интернет и сознание молодёжи. Государство выделило дополнительные 7 млрд руб. на «производство государственного контента, в том числе направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодёжи». Поддержку за счёт дополнительного финансирования получат более 200 интернет-проектов. Вот только поможет ли это решить проблему?

Дело это для страны, безусловно, нужное. И повышение расходов на правильную пропаганду с 3 до 10 миллиардов рублей никак нельзя считать «лишними тратами», как не являются «лишними» расходы на оборону. Ибо чего стоят самые дорогие и совершенные системы вооружения, если управляет ими человек с «не нашим» сознанием?

Сегодня «битву за молодёжь» в эпоху интернета Россия, как совершенно очевидно, проигрывает. Ибо как минимум последние полтора десятилетия власть при создании тех же молодёжных организаций делает ставку на лояльность их себе, а отнюдь не на верность России. А система образования со времён «реформаторов» нацелена на формирование оторванных от корней манкуртов-потребителей, причём воспитательная компонента в образовании игнорируется вовсе. В таких условиях понятно, что главным воспитателем и другом для молодого человека становится интернет, где безраздельно главенствуют наши геополитические и идеологические противники.

Но самое неприятное состоит в том, что даже если представить, что более-менее конкурентоспособная система трансляции правильного контента у нас создана, самого этого контента у страны практически нет. Трансляция идеологического контента работает (при любых деньгах) только в том случае, когда этот контент уже чётко сформулирован в понимании руководства страны и её народа в качестве государственной идеологии, содержащей базовый набор ценностей и смыслов, а также основанную на них цель развития (национальную идею). Всё вышеперечисленное, как известно, нам, России, иметь просто запрещено нашей же «ельцинской» Конституцией 1993 года!

Нет чётко сформулированной государственной идеологии (даже неофициально) – ни в понимании руководства страны, ни, тем паче, в понимании народа. Какие-то отдельные моменты выдаёт то глава государства, то Патриарх, то Всемирный Русский Народный Собор, то ещё кто-то. Но госидеология – это нечто принципиально иное, чем набор неких, даже самых благих мыслей отдельных лиц и структур. Не возникает она и сама собой, по принципу «ну все же это понимают». Не получится сочинить её узким кругом во властных кабинетах, а потом навязать народу, как якобы для него естественную.

Между тем русской цивилизации как минимум 1000 лет, и это если только христианскую её историю считать. А значит, ценности её (да, в значительной степени православные в своей первооснове) уже существуют в архетипах народного сознания – их не надо изобретать, а следует обобщить и сформулировать. Исходя из ценностей формируется система базовых смыслов: «хорошо и плохо», «допустимо и недопустимо», «первично и вторично». Разумеется, к работе этой ещё на стадии создания общего «макета» государству целесообразно привлечь и общественные силы соответствующей идеологической направленности (тот же ВРНС, традиционные религии, идеологические отделы партий и общественных движений). Потому что, если привлекать «всякой твари по паре», получим бесконечные споры при нулевом результате и очередную попытку либералов пропихнуть своё любимое «сделаем всё, как на Западе».

Уже созданный таким образом максимально краткий и понятный макет госидеологии можно выносить на всероссийское общественное обсуждение, а затем – на референдум. После чего он становится основой для того «образа будущего», который мы стремимся построить. И только затем – реализация: соответствующие законы, госпрограммы, планы развития по направлениям, внесение изменений в социальную, культурную, образовательную, информационную и т. д. политику государства. Но первый шаг, конечно, это убрать запрет на госидеологию из Конституции.

Последовательность может быть только такой, а никак не обратной (как сейчас), когда в головы той же молодёжи пытаются средствами интернета заложить «нечто хорошее», сами не понимая, что это «хорошее» в целом из себя представляет и для чего оно нужно. Но зачем строить мощную систему ретрансляторов, коль скоро отсутствует передающая станция и, по большому счёту, нечего ретранслировать? Ведь в этом случае весь проект выльется в «освоение» выделенных средств «подрядными организациями» без какого-либо эффекта для страны. Если, конечно, не считать таковым заявленную одной из целей проекта «пропаганду государственной идентичности», под каковой, с высокой степенью вероятности, подаваться будет уже доказавшее свою несостоятельность пресловутое «россиянство».

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ