Сегодня немногие граждане Украины знают, каким огромным промышленным потенциалом обладала их страна всего-то каких-то тридцать лет назад – по историческим меркам буквально вчера. Задумываются об этом разве что пенсионеры, но кто нынче интересуется их мнением…

А ведь когда-то самолёты АН могли составлять конкуренцию самим «Боингам», а на судоверфях УССР стояли крейсеры отечественного производства, во что сложно поверить. Сегодня на Украине нет ни своих самолётов, ни своих кораблей.

Решением хозяйственного суда Николаевской области прекращено существование «Черноморского судостроительного завода» – «флагмана советских авианесущих крейсеров», как писали о нём 30 лет назад. Суд подтвердил ликвидацию предприятия. А вместе с ним – и практическую ликвидацию всей отрасли судостроения.

«Судостроение вообще никак не интересует власть. У нас на сегодня нет ни одного специалиста по судостроению ни в одном госоргане. Когда мы поднимаем этот вопрос, нам говорят: нет, нельзя, запрет на это у нас в договоре с МВФ, ЕС или ВТО. Там, на Западе, всё это делают. И для них не запрещено. Хотя всё предельно понятно – в Европе судостроительные предприятия работают не при полной загрузке, зачем им позволять развиваться конкурентам в Украине?» – говорит исполнительный директор «Укрсудпрома» Сергей Лысенко.

При смерти находится и «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие», которое больше не может производить самолёты. Давно не может.

Генеральный директор ГП Александр Кривоконь в эфире телеканала Simon заявил, что предприятие не в состоянии нормально функционировать из-за отсутствия квалифицированных специалистов. На данный момент на авиационном заводе числится 1580 работников, хотя на деле большая часть из них даже не появляются на рабочем месте.

«Другие руководители, которые говорили, что мы можем что-то строить… Не можем мы ничего строить сегодня. У нас нет сегодня тех людей, того количества и той квалификации специалистов, которые смогут сегодня строить самолёты», – признал Кривоконь.

По его словам, работники, появляющиеся на заводе, это преимущественно охрана, обслуживающий персонал, работники жилищно-коммунальной сферы и около ста производственников, для которых есть какая-то мелкая работа – всего около 400 человек, остальные же на заводе не появляются давно.

Однако дело даже не в отсутствии заказов – даже при их наличии, уверен гендиректор, завод не в силах работать, ведь квалифицированные сотрудники предприятия – это пенсионеры. Средний возраст специалистов, числящихся на авиазаводе – 60 лет. Утрачена навсегда смена поколений, без которой не передать рабочий опыт. Молодых и перспективных специалистов знаменитый в прошлом завод давно уже не привлекает. Да и работает он лишь формально, не более четырёх часов в неделю и не производит никакой продукции.

Черноморский судостроительный завод и Харьковский авиационный не являются горьким исключением, наоборот, это правило – в таком же состоянии находится вся промышленность Украины. А последняя пресс-конференция президента Украины Владимира Зеленского на территории авиаконцерна «Антонов» в Киеве наглядно продемонстрировала смерть украинского авиастроения: декорации – это всё, что осталось.

И правда, зачем Украине своя собственная авиапромышленность, когда самолёты для неё может производить американская компания «Боинг»? Всего-то и нужно – заплатить. Ещё в начале года вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский честно заявил: страна может отказаться от собственной авиационной промышленности, а самолёты будет производить «Боинг» на мощностях государственного предприятия «Антонов».

«Действительно, на мировой арене остались эти два мощных игрока. У нас есть наработки по возможному сотрудничеству с компанией «Боинг». Я не исключаю, что во время моего визита в США мы с этими предложениями обратимся в компанию «Боинг», в частности относительно возможной локализации производства самолётов этой компании у нас на «Антонове», – заявил тогда Уруский.

Источник