Известная с давних времён истина: не переходи «красную линию», за которой национальные интересы России, интересы её безопасности внешней и внутренней. Это чётко прозвучало в Послании Президента РФ Владимир Путина Федеральному собранию. И то, что Россия сама будет решать, где эта «красная черта» будет проходить. Это недвусмысленная рекомендация не «цеплять Россию то тут, то там без всяких причин». Намёк на тех, кто это делает, вполне понятен.

В наше время многое в истории предаётся забвению. В том числе и преподнесённые ею уроки. И напрасно, считает российский политолог, автор книг, анализирующих современную украинскую политику, президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей КОЧЕТКОВ.

Президент Фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия" Алексей КОЧЕТКОВ.
Президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей КОЧЕТКОВ.

– Алексей Владимирович, вошедшее недавно в обиход выражение «тонкая красная линия» появилось ведь во время первой Крымской войны и означает «последний рубеж»?

– Именно так. После знаменитой битвы под Балаклавой, когда британская кавалерия преследовала русские войска. В результате чего она перестала фактически существовать. И это были самые большие потери среди аристократов, служивших в британской армии за всю её историю.

– К сожалению не всегда и не все способны не повторять чужих ошибок. Концентрация украинских войск на границе с ДНР и ЛНР не может не беспокоить крымчан. Все мы задумываемся о том, будет ли Россия вмешиваться в конфликт и каким образом. Ведь заряжённое ружьё рано или поздно выстрелит. На кого возлагается ответственность за развитие ситуации?

– Ситуация за последнее время так изменилась, что Украина – это уже зона ответственности не Министерства иностранных дел или каких-то других федеральных структур, а Министерства обороны и специальных служб Российской Федерации. И Украина сама создала эти условия, поставила себя в такое положение. По большому счёту там разговаривать по линии классической дипломатии не с кем. Все звуки, которые доносятся из Киева по поводу встреч президента нашей страны с человеком, называющим себя президентом Украины, смысла не имеют. Скорее, они даже вредны. Потому что разговаривать с Украиной после победившей там идеологии просто-напросто не о чем. Она так далеко зашла в процессе саморазрушения, что разговоры уже просто бесполезны. Если уж разговаривать, то с её сувереном.

– Можно ли предположить, как надолго затянется разрешение конфликта на востоке? Откуда жителям Донецка и Луганская ждать помощи?

– С тех пор как граждане ДНР и ЛНР стали получить российские паспорта, любые проблемы,  связанные с ними, это уже наши внутренние проблемы. Вопрос состоит не в том, как это будет решаться, вопрос в том – когда? Ответ один: когда будет удобный момент снять эту проблему раз и навсегда.

Вспомним события в Южной Осетии, раз уж в последнее время часто обращаются к войне как принуждению к миру. Там сто процентов граждан на тот момент имели российские паспорта. Конфликт «тлел» достаточно долго, потом буквально за полгода до начала открытой фазы Грузия вела себя приблизительно так, как ведёт себя Украина. Постоянно велись перестрелки в зоне соприкосновения. Под обстрел попадали даже наши миротворцы, которые там находились со специальным мандатом. И Грузия была уверена в поддержке, вывешивая европейские флаги, имея инструкторов НАТО, наёмников.

Все мы помним, чем это закончилась. Потому что та сторона окончательно перешла «тонкую красную линию», после чего и последовал ответ. На мой взгляд, достаточно мягкий. Потому что наши вооружённые силы, та же самая 76-я воздушно-десантная бригада, которая сейчас в Крыму находится, просто остановилась на окраине Тбилиси, и, несмотря на желание значительной части населения города, чтобы российские войска туда вошли, было принято решение не делать этого. Я думаю, сейчас ситуация может во многом повториться. Только уже не в такой мягкой форме, потому что Украина представляет для стабильности и безопасности в Европе гораздо большую опасность, чем тогда представляла Грузия в зоне Кавказа. Этот нарыв должен быть в любом случае ликвидирован. И все иллюзии, что Украина может втянуть Европу ради своих каких-то идеологических, подчеркну, интересов в конфликт с Россией, должны быть сняты.

Для американцев Украина в стратегическом смысле должна перестать представлять хоть какой-то интерес в вопросах борьбы с Россией.

– Не секрет, что часто провокации привязываются к определённым датам. Широко анонсируемая «крымская платформа» – переговоры украинской стороны с представителями европейских стран по «деоккупации Крыма» –привязана к 23 августа. Цель инициаторов в том, чтобы вопрос Крыма постоянно был в повестке дня. Это не исключает и провокаций к заявленной дате. Что думаете по этому поводу?

– Я бы так далеко не заглядывал, когда что-то касается Украины. А на месте украинских «инициаторов» особенно. «Крымская платформа» в августе может произойти совершенно не в том формате, в котором планируется. И не с теми людьми.

Зеленский может планировать всё что угодно, затеяв свою авантюру потому, что его рейтинги стали резко падать. Поднимая градус стягиванием войск на границе, оскорблениями в адрес России, угрозой Крыму. Теперь даже если ситуация просто «заморозится», это катастрофически повлияет на рейтинг Зеленского. Выход для него не может быть нейтральным. И в целом это касается всей Украины. Сейчас, я думаю, может настать час национал-экстремистов, кто-то из олигархов может прорваться к власти и установить диктат или полувоенное правление. Или к власти придут абсолютные радикалы. Но эта их победа будет даже не на час, а на минуты. А в дальнейшем всё равно последует катастрофа, то есть ситуация в любом случае для Украины ничем хорошим не закончится. Для Европы, для Америки, для России – по-разному, но для Украины – катастрофически. Цепная реакция пошла, её не остановишь.

К власти прорвались элиты, не контролирующие свою территорию, полностью подконтрольные американцам и абсолютно безответственные. Нынешняя Украина их не интересует. Украинская территория сжимается как шагреневая кожа. И процесс этот только в самом начале. Каждый новый президент гораздо хуже, чем предыдущий. И это не потому, что украинское население сознательно таких выбирает, а потому что качество украинской политики стремительно деградирует. Каждая новая фигура на политическом небосклоне является индикатором состояния современной украинской политической системы

* * *

…В условиях деградирующей украинской политики крымчане вполне допускают, что Киев будет пытаться устроить в Крыму провокации, и недавние задержания шпионов – тому подтверждение. Напомним, один из них организовал сеть «схронов» (тайников), где держал составляющие для изготовления взрывчатки.

Но никакой паники у жителей Крыма нет. Ведь президент России Владимир Путин в Послании подчеркнул: «Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чём не жалели».

 

Людмила ОБУХОВСКАЯ