В день тридцать пятой годовщины аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Зеленский отправился на станцию, чтобы торжественно вручить лицензию на эксплуатацию сухого хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ-2)

Шесть лет назад на Украине был принят закон, объявляющий декоммунизацию одним из столпов государственной политики. Однако как раз от худших традиций советских времен отказываться там никто не собирается: приурочивание визита президента и выдачи им разрешения на эксплуатацию объекта к годовщине аварии — как раз такой случай.

На самом деле горячие испытания на ХОЯТ-2 успешно завершены еще в декабре прошлого года, и 186 отработавших тепловыделяющих сборок размещены на 100-летнее хранение, после чего принятие объекта в эксплуатацию превратилось в формальность, которую можно было организовать в любой момент.

С учетом же того, что украинская власть давно не уделяет ни малейшего внимания преодолению последствий катастрофы (уже более десяти лет на Украине не существует соответствующей госпрограммы, а меры по социальной защите пострадавших от аварии были радикально урезаны после Майдана), приурочивание этой формальности к 26 апреля кому-то показалось удачным пиар-ходом.

Да и не является чем-то необычным для Украины повторное открытие объектов. Например, в конце прошлого года руководство компании «Энергоатом» объявило об открытии первого пускового комплекса Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) и об отказе от вывоза отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Россию. Вот только по факту оно недостроено и к нему нет подъездных путей: тягать туда ОЯТ можно разве что дирижаблями.

Но еще хуже, что на Украине, похоже, забыли уроки 35-летней давности: власти с легкостью идут на эксперименты, навязываемые внешними кураторами, а люди, имеющие прямое отношение к АЭС, угрожают взрывами станций на случай, если «Путин нападет».

Что же касается перспектив ХОЯТ-2 и ЦХОЯТ, то для начала стоит разобраться, что представляют собой эти два объекта.

ХОЯТ-2 — сухое хранилище отработавшего ядерного топлива с первых трех энергоблоков Чернобыльской АЭС, поскольку по понятным причинам с четвертого блока ОЯТ с апреля 1986 года оно не выгружалось. А предыдущее хранилище (мокрого типа, ХОЯТ-1) было построено СССР аккурат к 1986 году. На Чернобыльской АЭС накопилось более 21 тысячи тепловыделяющих сборок, около двух тысяч отработавших дополнительных поглотителей и более 23 тысяч удлиняющих стержней. Все это надлежит переместить на сухое 100-летнее хранение в ХОЯТ-2.

ХОЯТ-2 имеет замечательную историю строительства, которая, вопреки заявлению Зеленского, насчитывает не десять, а двадцать лет. Оно началось в 2001 году и финансировалось со Счета ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития. Оттуда же, к слову, финансировалось и строительство завода по переработке жидких радиоактивных отходов и новой арки над советским «саркофагом» для четвертого блока АЭС. Донорами для этого счета выступают 28 стран, включая Россию, хотя основное финансирование обеспечивает ЕС.

Стоило строительство ХОЯТ-2 немалые 413 миллионов евро — и кто только за это время на этой теме не заработал! Первым подрядчиком был французский Framatome, который умудрился не только забыть о необходимости «сушки» передаваемых из мокрого ХОЯТ-1 сборок, но еще и допустить трещины в бетонном корпусе ХОЯТ-2. В 2007 году проект был передан американской компании Holteс International. Но и ей понадобилось еще почти 14 лет для завершения строительства.

ЦХОЯТ — сухое централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива с энергоблоков остальных украинских АЭС. Ранее сухое хранилище имелось только у Запорожской АЭС. Причем рассчитанное не на 100, а лишь на 50 лет хранения. Поэтому ОЯТ с остальных АЭС (Южно-Украинской, Ровенской и Хмельницкой) вывозилось в Россию на временное хранение или переработку с последующим возвратом на Украину радиоактивных отходов. Большая часть ОЯТ (с блоков ВВЭР-1000) находится в России на временном хранении. ОЯТ с двух блоков ВВЭР-440 Ровенской АЭС в России перерабатывается с извлечением полезных элементов и остекловыванием радиоактивных отходов. Сроки временного хранения и сроки возврата отходов, о которых Россия и Украина договаривались изначально, уже прошли. Но до запуска ЦХОЯТ Украина вынуждена договариваться об их продлении и ежегодно платить около 200 миллионов долларов.

Строительство ЦХОЯТ тоже оказалось приличным финансовым пиршеством, которое в итоге должно по масштабам превзойти таковое при строительстве ХОЯТ-2.

Как упоминалось выше, в этом году от вывоза ОЯТ Украина отказалась — хотя пока и не может использовать ЦХОЯТ.

Во-первых, единственная железнодорожная ветка, по которой ОЯТ могут попасть на хранение в ЦХОЯТ, была заброшена и разграблена еще в 2007 году. В 2017 году украинское правительство уже принимало решение о постройке на ее месте новой ветки длиной 43 километра, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. В декабре 2020 года «Энергоатом» пообещал до 1 мая своими силами закончить ее строительство и с июня запустить комплекс. Но 1 мая на днях, а на строительстве еще и конь не валялся.

Во-вторых, декабрьское открытие ЦХОЯТ в принципе было фейковым, поскольку комплекс, вопреки публичным утверждениям руководства «Энергоатома» о 100-процентной строительной готовности, согласно официальным письмам самой компании, к концу декабря имел 89-процентную строительную и 85-процентную общую готовность. Даже к электроснабжению он был подключен по временной схеме. Но и после достройки столь серьезному объекту потребуется не менее чем полугодичная экспертиза, которая определит, готов ли он к эксплуатации.

Другими словами — раньше 2022 года ЦХОЯТ работать не будет точно. Тем не менее вывоз ОЯТ в Россию прекращен уже сейчас, что создает риски переполнения временных хранилищ при станциях, которые будут нарастать с каждым месяцем задержки.

При этом аргументом в пользу ЦХОЯТ и немедленного отказа от услуг российских компаний служит экономия упомянутых выше 200 миллионов долларов в год. Но даже если закрыть глаза на риски, то строительство лишь одного пускового комплекса уже стоило Украине 110 миллионов долларов. А общая стоимость строительства ЦХОЯТ оценивается в невероятные 1,5 миллиарда долларов (мировой рекорд для подобных сооружений). Плюс хранение ОЯТ и поддержание в надлежащем состоянии хранилища ежегодно будут стоить не менее 120-130 миллионов долларов в год. Окупаемость ЦХОЯТ в лучшем случае превышает два десятилетия, а в ближайшие 15 лет расходы Украины будут даже больше обычных.

Но не исключено, что его строительство преследует и иную цель.

Стоит напомнить, что Украина уже дважды, в 2016 и 2017 годах, прекращала оплату России услуг по хранению или переработке ОЯТ. После чего оба раза вынуждена была вернуться к выполнению договора по причине затоваривания ОЯТ. Есть информация, что и в этот раз украинская сторона зондирует почву насчет продления вывоза ОЯТ еще на полгода, однако на такие полумеры пока не соглашается Россия.+

Но вот реальный запуск ЦХОЯТ создаст для Украины возможности не только отказаться от новых платежей, но и под каким-нибудь предлогом шантажировать Россию отказом в возврате находящегося у нее на временном хранении ОЯТ и радиоактивных отходов, полученных в результате его переработки. И такой «подарок» вполне может быть дополнительной целью строительства хранилища.

Валерий МихайловРИА