После значительного обострения ситуации вокруг Украины наметилась устойчивая тенденция по снижению градуса напряженности

Это произошло после телефонного разговора президентов России и США, в ходе которого главы государств затронули вопросы, связанные с глобальной и региональной безопасностью.

Снова Украину обсуждали без Украины (две недели назад лидеры России, Германии и Франции в «нормандском формате» минус Украина говорили о Донбассе и урегулировании конфликта), и это уже становится закономерностью.

Есть ощущение определенного упорядочивания международной системы на фоне смены политической элиты в США и продолжающегося напряжения между Россией и коллективным Западом. Конфликт на Украине — наиболее демонстративный и наглядный пример этого противостояния.

Даже если просто посмотреть на официальную риторику последнего месяца из ключевых столиц мира, становится очевидно, что никто больше не камуфлирует поддержку сторон конфликта, а скорее даже акцентирует внимание своих противников на этом. США, в меньшей степени Германия и Франция, в этом противостоянии заняли сторону киевской власти, в то время как Россия последовательно и системно продолжает отстаивать интересы, права и свободы жителей Донбасса.

В этом контексте дискуссии относительно самостоятельности и суверенности Украины и республик Донбасса приобретают гротескный характер и могут восприниматься как реальность, а не издевательство только тотально системными адептами этих государственных образований.

Исходя из этого, вывод напрашивается один: урегулировать конфликт в Донбассе можно только через консенсус на уровне ключевых геополитических акторов мира. То есть, современная ситуация в международных отношениях без создания нового глобального соглашения о новых правилах игры будет продуцировать очередные конфликты, создавать зоны напряженности и неминуемо приведет к более жестким столкновениям между ключевыми геополитическими игроками.

В этом контексте конфликт в Донбассе приобретает новое измерение, трансформируясь из рядового регионального в один из ключевых центров геополитического противостояния.

На этом фоне происходящее в рамках Трехсторонней контактной группы (ТКГ) выглядит уже даже не комично, а напоминает абсурд. Так, после последнего заседания ТКГ и профильных подгрупп представители Украины и ЛДНР отрапортовали о своей безусловной победе и достижении поставленных целей (естественно, позиции этих субъектов взаимоисключающие). Была надежда, что официальные представители ОБСЕ прояснят, что же все-таки произошло на площадке ТКГ, но традиционно выхолощенный и абсолютно политкорректный документ, наоборот, еще больше запутал ситуацию.

Подобное происходит и в информационном противостоянии, в котором найти истину о происходящем в большинстве случаев просто невозможно. Вовлеченные в конфликт стороны на постоянной основе сообщают о дезинформации со стороны противника, а представители СММ ОБСЕ своими отчетами чаще нагнетают ситуацию, а не способствуют деэскалации.

Традиционно на этом фоне обострения в тотальном проигрыше оказываются обычные люди, причем не только проживающие на территории ЛДНР, но и жители подконтрольных Украине регионов, затронутых конфликтом. Однако появились все основания считать, что обострение конфликта в Донбассе будет спадать. Осторожные, но позитивные сигналы поступают сейчас, прежде всего, из Вашингтона. Джо Байден, например, выступая с отдельной речью по России, конечно, упомянул о беспокойстве из-за якобы военной активности РФ у границ Украины, но большая часть его брифинга была посвящена готовности США к деэскалации напряженности в отношениях с Москвой.

Если накал в российско-американском диалоге действительно начнет спадать, то и в украинском конфликте могут наступить куда более спокойные времена, чем сейчас. И, быть может, жизнь жителей Донбасса и украинцев из прифронтовой зоны начнет возвращаться к своему привычному течению.

Денис Денисов, газета «Известия»