Поведение официального Киева в отношении Белоруссии в последние месяцы приобрело неоднозначный характер. Украинские власти, стремясь подчеркнуть свою проевропейскость, официально поддерживают противников Александра Лукашенко и продолжают считать белорусского лидера нелегитимным главой государства. В то же время никаких серьёзных политических или экономических шагов в отношении Минска по-прежнему не предпринимается. Всё, что происходит сегодня в белорусско-украинских отношениях, по сути, является продолжением предыдущего периода сотрудничества, за исключением контактов на высшем уровне. Даже если речь идёт о введении санкций в отношении белорусских предприятий и бизнесменов.

Стоит напомнить, что ранее в Киеве отрицали саму возможность введения экономических ограничений в отношении Белоруссии, так как не планировали нарушать существующее торгово-экономическое сотрудничество двух стран. Однако разрастающийся конфликт между Минском и Брюсселем дал возможность наиболее радикальным украинским политикам требовать более решительных действий в отношении «режима Лукашенко». В частности, в конце февраля депутат от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко фактически потребовал от правительства присоединиться к европейским санкциям. Киев сделал в отношении представителей белорусского бизнеса ряд недружественных шагов, которые по формальным признакам можно было бы объяснить политическими мотивами. Однако на самом деле европейские санкции являются лишь ширмой для идущего на Украине полным ходом передела рынка, под который попали не только российские, но и белорусские компании.

Известно, что в декабрьский третий пакет санкций Евросоюза в отношении Белоруссии были включены несколько белорусских предприятий и бизнесменов, которых формально называют «кошельками Лукашенко». В списке в том числе значится Николай Воробей, которому принадлежит «Абсолютбанк», нефтетрейдер «Интерсервис» и ряд других компаний. На Украине Воробья уже не первый год связывают с главой политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктором Медведчуком, что фактически и предрешило его судьбу. 19 февраля Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) принял решение вернуть в собственность государства нефтепроводы компании «ПрикарпатЗападтранс», контролируемой белорусским предприятием «Нефтебитумный завод», принадлежащим Воробью через его «Интерсервис». Как указывало большинство экспертов, подобный шаг хоть и был обставлен в Киеве как одно из мероприятий по обеспечению национальной безопасности, на самом деле стал лишь очередным подтверждением идущей в стране борьбы олигархических группировок, под каток которых и попал белорус. Никаких политических мотивов, особенно связанных якобы с финансированием режима Лукашенко, в данном случае нет. Как нет их и в обнародованном недавно Киевом пакете санкций в отношении российских и белорусских предприятий.

23 марта Владимир Зеленский своим указом ввёл в действие решение СНБО Украины «О применении, отмене и внесении изменений в персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции)». Согласно этому документу, санкции вводятся сроком на три года в отношении 82 компаний, 23 граждан России и трёх депутатов Европарламента от Франции. Последние ранее ездили в Крым, где наблюдали за голосованием по поправкам к Конституции РФ. Санкции подразумевают блокирование активов, в том числе, временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, а также невозможность вывода капиталов за пределы страны. Кроме того, предполагается отказ в предоставлении и отмене виз, а также применение других запретов на въезд.

В санкционный список попали и белорусские компании «Лайф групп» и «Экми косметикс групп». Для них, как и для представителей российского бизнеса, приостанавливается исполнение экономических и финансовых обязательств, аннулируются лицензии и другие разрешения, а также вводится запрет на осуществление публичных и оборонных закупок товаров, работ и услуг. При этом найти политическую составляющую в применении санкций к данным компаниям оказалось крайне сложно.

В частности, известно, что фирма «Лайф групп», действительно, является одним из дистрибьюторов белорусской и иной косметики на украинском рынке. В то же время данная компания занимается поставками и украинской продукции в Белоруссию и работает в данной сфере с 2009 года. Например, в республику поставляются различные косметические и медицинские товары от киевской «Фармацевтической фабрики НПО «Эльфа»», «Киевмедпрепарата» и др. Ранее никаких претензий к «Лайф групп» у Киева не возникало, а наименование белорусской фирмы ни в каких скандалах не фигурировало.

Немного иная, но схожая по сути ситуация наблюдается с «Экми косметикс групп», которая появилась только в 2016 году. Данная компания ранее была связана с крупнейшим предприятием на Украине, которое занимается производством косметических средств для волос – «Экми». Правда, с сайта украинской фирмы вся информации о сотрудничестве была удалена, так как «Экми косметикс групп» представляла интересы украинского производителя в России, а через него на Украину попадала российская продукция. Таким образом, и дата появления белорусской фирмы, и её связи говорят о том, что создана она была, скорее всего, в качестве своеобразной прокладки для сохранения торговых связей между РФ и Украиной. И такая ситуация в Киеве ранее никого не напрягала.

Нынешние украинские санкции в отношении российских компаний ещё можно назвать политически мотивированными, так как Киев официально называет Россию «страной-агрессором» и продолжает зомбировать население своей антироссийской пропагандой. Однако попадание в список ограничений белорусских организаций выглядит не более чем зачисткой конкурентов на украинском рынке при помощи СНБО, СБУ и даже президента. Похожее уже было неоднократно в белорусско-украинских отношениях.

Например, можно вспомнить, что в мае 2018 года под схожие ограничения впервые попали два белорусских предприятия: Мозырский спиртоводочный завод (на год) и минское ОАО «Мир пива» (на три года). Тогда, как и сегодня, никаких официальных объяснений произошедшему представлено не было. Неофициально же введение санкций связывалось с тем, что обе компании имели отношение к поставкам алкогольной продукции в непризнанные ЛНР и ДНР. При этом никого не смутило, что «Мир пива» был одним из дистрибьюторов украинского пива «Оболонь», после чего экспорт в Белоруссию был переделен между иными участниками рынка.

По всей видимости, схожие процессы будут происходить и сегодня, но уже на рынке косметики, бытовой химии и медицинских изделий. Нынешние санкции в отношении белорусских компаний в очередной раз демонстрируют стремление определённых кругов на Украине и за ее пределами провести передел сфер влияния и убрать конкурентов при помощи административного ресурса. Политическая мотивация в данном случае является не более чем ширмой, за которой ведется борьба различных группировок, приближённых к власти. При этом в случае с санкциями в отношении белорусских компаний статус и экономические возможности тех, кто сегодня влияет на принятие столь глобальных решений, далёк от уровня олигархов. И это только доказывает слабость нынешней украинской власти и её крайне низкий авторитет.

Стоит признать, что в настоящее время на Украине над государственными интересами продолжают превалировать интересы правящей верхушки и тех, кто так или иначе с ней связан. Данной группировке безразлично будущее страны. На первом плане у её представителей стоит стремление к собственной наживе. Если ситуация продолжит развиваться в подобном русле, в будущем Украину ждут крайне тяжёлые времена, так как экономический запас прочности страны с каждым днем становится вся меньше, а желающих оторвать себе кусок – всё больше.

Виктор Городецкий, Одна Родина