Эскалация напряженности на юго-востоке Украины вызывает всё большее беспокойство России и европейских стран

В четверг Владимир Путин провел телефонные переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, в ходе которых оба лидера выразили обеспокоенность ситуацией. Российский президент подчеркнул необходимость выполнения Киевом всех договоренностей, прежде всего «по налаживанию прямого диалога с Донецком и Луганском и правовому оформлению особого статуса Донбасса».

По мнению экспертов, сейчас самое главное — предотвратить силовую операцию. В этом заинтересован, в первую очередь, сам Киев. Как заявил на днях замглавы администрации президента России Дмитрий Козак, попытка Украины решить проблему «народных республик» силовым путём стала бы началом её конца. Выступая на пресс-конференции, он заявил, что Москва не планирует захватывать территории соседнего государства или «резать» его суверенитет, однако поможет жителям региона, чтобы не допустить их массовой гибели.

Козак добавил, что власти Украины скорее играют на публику, чем строят планы развязывать полномасштабный конфликт, однако такие действия равносильны игре детей со спичками, а «поскольку коллеги не имеют большого политического опыта — могут заиграться». «Это даже не выстрел в ногу, это выстрел в висок», — заявил Козак.

Вице-спикер Совфеда Константин Косачев считает, что к силовой операции Зеленского подталкивают радикалы-националисты, не принимающие никаких компромиссов по украинскости Украины, и соображения политического самовыживания в условиях, когда время уходит, а предвыборные обещания так и остались на бумаге.

По мнению сенатора, избиратели Зеленского ожидали от него другого подхода, нежели «подход Порошенко». А именно, в обществе витала надежда, что Зеленский уйдёт от восприятия всех без исключения жителей ОРДЛО как экстремистов, наладит прямой диалог с ними ради мирного урегулирования, с учетом местной специфики и разумных компромиссов.

Однако «Зеленский /…/ окончательно забуксовал, он по-прежнему видит выход для себя только в «подъеме боевого духа» той части населения, которая находится по его сторону линии соприкосновения, и игнорировании другой его части, по идее такой же неотъемлемой», — заключил политик.

Эксперты уточняют, что в логике Киева «народные республики» являются внешнеполитическим инструментом Кремля. А интеграция пророссийски настроенного Донбасса на основе Минских соглашений торпедирует усилия властей Украины по вестернизации страны.

Дмитрий Козак, в свою очередь, отмечает, что Киеву никто не запрещает денонсировать Минские соглашения. Но украинские власти заверяют в приверженности договоренности, которую не выполняют.

«Боюсь, что, если и дальше Украина и партнеры будут проводить такую линию, договориться будет невозможно — ни о чем, просто ни о чем. Скорее, у коллег нет заинтересованности в урегулировании», — сказал Козак.

Политолог Сергей Марков настроен пессимистично. В эксклюзивном интервью для «Политаналитики» он заявил, что если дело дойдёт до войны, она грозит перекинутся на весь регион. Поскольку если вмешается Россия, то вмешается и НАТО. И всё это может перерасти в ядерный конфликт.

Вместе с тем, многие эксперты надеются, что большой войны удастся избежать. К примеру, Дмитрий Козак выразил сомнение в том, что США толкают Зеленского на обострение в Донбассе. Маловероятно, добавляют эксперты, что войны хотят и в Европе. Однако позиция Запада, подыгрывающего Киеву в его антироссийской политике, слишком опасная стратегия. Сейчас Запад должен чётко артикулировать принципиальное требование к Зеленскому отказаться от попыток захватить Донбасс силой. А до тех пор, пока стороны говорят на разных языках и не желают слышать друг друга, лучшим решением, по мнению экспертов, было бы замораживание конфликта.

Другое дело, что переговорный процесс действительно зашёл в глубокий тупик. Есть мнение, что ситуацию обострили и фактически довели до опасной черты как раз для того, чтобы задать новый формат переговоров. Однако у войны всё-таки есть свои интересанты, которые могут организовать провокацию с весьма серьезными последствиями. И в этом эксперты видят самую большую опасность.+

ПолитАналитика