Представитель Госдепа США Нед Прайс потребовал от России объяснений передислокации российских войск, расценив маневры вблизи украинских границ как обострение обстановки в Восточной Европе

Военная ситуация в Восточной Европе, как известно, радикально поменялась по завершении «холодной войны». Сначала наша страна вывела из ГДР, Венгрии, Чехословакии и Польши около полумиллиона военнослужащих, более 9 тысяч танков, почти 6 тысяч артиллерийских орудий, 12 тысяч БМП, 1 700 военных самолетов, 700 вертолетов, а также оперативно-тактические ракетные комплексы. Затем Россия беспрецедентным образом сократила военное присутствие на собственной территории, передислоцировав за Урал около 40% арсеналов. И напоследок — ликвидировала базы на Кубе, то есть в непосредственной близости от США, и во Вьетнаме. При этом Россия своевременно ратифицировала адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, однако отказ от ратификации со стороны США и их союзников по НАТО развалил этот договор.

И еще. За три десятилетия новейшей истории Россия как суверенное государство использовала военную силу в боевых действиях за пределами собственной территории только дважды — принуждая Грузию к миру после вероломного нападения в 2008 году на российских миротворцев с международно признанным мандатом и помогая Сирии бороться с международным терроризмом после 2015 года в соответствии с обращением законного президента этой страны. Это всё.

Американцы и их союзники по НАТО за это время не сделали в Европе ровным счетом ничего конструктивного (если не считать за «конструктив» расширения альянса и по составу, и по территории на треть). США — это самая часто воюющая страна в мире. Хотя за всю свою историю США официально объявляли войну всего 5 раз (Великобритании — 1812, Мексике -1846, Испании — 1898, в Первую мировую и Вторую мировую войны), еще 200 с лишним раз они участвовали в различных вооруженных конфликтах «просто так», без объявления войны. В настоящее время Соединенные Штаты имеют более 730 военных баз и разного рода военных объектов за рубежом. Среди наиболее многочисленных — Япония (почти 40 тысяч военнослужащих) и Германия (до недавнего времени — 35 тысяч). Для сравнения — число российских военных объектов за границей с натяжкой превышает число пальцев на двух руках. При этом в Восточной Европе у России нет ни одной военной базы, у США – 37, расположенных на территории 11 государств, причем все ближе и ближе к границам России. Сокращений нет, есть только передислокация.

Это всё — по сути, к вопросу об «обострении обстановки в Восточной Европе». А теперь по форме.

Потребовать объяснений от суверенной страны в части, касающейся мер по обеспечению ее обороноспособности и национальной безопасности в пределах собственной территории — это, вне всякого сомнения, новое слово в межгосударственном общении. А с учетом того, что США (смотри выше) размещают свои воинские контингенты вне пределов собственных границ без каких-либо объяснений и точно так же без объяснений их применяют в боевых действиях, такие требования выглядят особо наглыми и циничными. Кстати, российские комментарии на этот счет (не как ответ американцам, а в общем плане) прозвучали из уст пресс-секретаря Президента России накануне заявления господина Прайса, но были американской стороной проигнорированы. Думаю, и нам следует проигнорировать нынешний «адресный» заход.

А уж если следовать предложенной логике, очень хотелось бы в духе господина Прайса предложить США объясниться по всему комплексу вопросов постоянного наращивания американского военного присутствия в мире, в особенности — в Европе, в особенности — у российских границ.

В этой связи позволю себе для затравки три конкретных вопроса.

Первый — а как так получилось, что вторая по величине американская военная база в Европе (Косово, «Кэмп-Бондстил») появилась на этой территории уже в декабре 1999 года, всего через полгода после бомбардировок Югославии, хотя свою независимость (до сих пор не признанную) косовары провозгласили только в 2008 году и, следовательно, американцы разместили свою военную базу на территории суверенной Югославии без ее согласия? Не оккупация ли это, в отличие от того же Крыма?

Второй — а как так получилось, что «пробирка Колина Пауэлла» в СовБезе ООН в 2003 году, оказавшаяся подлогом, но открывшая путь к разрушительной войне США и их союзников против Ирака, сошла американцам с рук и даже не заставила их извиниться за откровенную ложь перед международным сообществом и перед иракским народом?

И третий — а как так получилось, что американские войска в Сирии, находящиеся там абсолютно незаконно, без мандата СовБеза ООН и без согласия законных властей, занимаются сейчас нелегальным вывозом из страны нефти и нефтепродуктов, и какое отношение это имеет к заявленным целям борьбы с терроризмом?

Вопросов, разумеется, куда как больше. И каждый из них имеет куда как больше оснований и почвы для тревог, чем нынешний провокационный вопрос господина Прайса, преследующий только одну цель — отвлечь внимание от реальных и все нарастающих провокаций украинских военных на Юго-Востоке. И сейчас это самый важный вопрос для всех.+

Приходится жить с волками. Приходится защищаться от них.

Константин Косачев