На Украине сложилась катастрофическая ситуация в системе здравоохранения. Все её минусы выявила эпидемия COVID-19. Если бы не коронавирус, то бедственное положение медицины можно было бы ещё какое-то время скрывать.

Во время брифинга 23 марта глава Минздрава Степанов сообщил, что «сегодня установлен антирекорд по количеству умерших – впервые более 300 граждан ушли из жизни за сутки».

Козлом отпущения за все провалы в медицинской сфере упорно пытаются сделать именно профильного министра. Попытки снять Степанова с должности начались практически сразу после его назначения. Стоило министру заикнуться о приостановке медицинской реформы и намекнуть на возможность использования российской вакцины «Спутник V», как на него тут же посыпались обвинения в коррупции, закупке по завышенным ценам защитных костюмов и масок. Министра вызвали «на ковёр» в американское посольство, после чего последовал окрик  – дескать, «Украина НЕ будет закупать российскую вакцину от COVID-19». В итоге министр смирился с тем, что не он здесь главный, и несколько раз публично отказался от «Спутника V». Тем не менее Степанова планируют заменить и под это уже подводят базу.

Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова опубликовал большой ежегодный аналитический отчёт «Украина 2020-2021: неоправданные ожидания, неожиданные вызовы». Очевидно кому-то понадобилось скомпрометировать министра здравоохранения, и именно это мы видим в документе.

В отчёте говорится о «катастрофической ситуации с медицинскими кадрами» и приводятся такие данные: «По оценкам экспертов, с начала 2020 года Украину покинули более 66 тыс. врачей и медицинских работников. Еще более 5000 врачей специализированного звена и почти 34 тыс. медработников, большинство из которых пенсионного и предпенсионного возраста, уволились».

Действительно, проблема с медицинскими кадрами на Украине тревожная, но здесь мы имеем дело с явной манипуляцией. Непонятно, каких экспертов имеет в виду Центр Разумкова, но ещё в 2017 году заведующий отделом по социально-экономическим вопросам Киевского городского профсоюза медицинских работников Виталий Левицкий утверждал«Есть официальная статистика, что за 14-16 годы у нас 66 тысяч медработников уволилось из отрасли. Семь тысяч врачей ежегодно покидают нашу страну и выезжают в другие страны…» В 2018 году нехватка врачей составляла около 40 тыс., а дефицит медсестёр достигал 100 тыс. То есть массовый исход медиков из украинской медицины начался во времена «варягов» – Квиташвили и Супрун, а не в 2020 году при Степанове.

Медработники действительно массово выезжают за границу из-за нищенских зарплат. На днях градоначальник Одессы Геннадий Труханов пожаловался«Недавно мы в Одессе открыли ПЦР-лабораторию, обучили лаборантов. А сейчас два лаборанта уезжают в Польшу после того, как научились работать. Медсёстры, кого не держат здесь дети, семья – тоже уезжают. Там платят в два-три раза больше, другие условия».

В Центре Разумкова сообщают, что, «несмотря на нехватку медицинского персонала, в условиях приостановления всех плановых операций, кроме экстренных случаев, происходит запланированное массовое увольнение медицинских работников, что связано с массовой ликвидацией медицинских учреждений». А ведь именно уменьшение финансирования здравоохранения, закрытие лечебных учреждений и значительное сокращение медиков и было заложено в основу медицинской реформы, развёрнутой американкой Супрун! Заметим, не Степановым, он как раз на заре своей деятельности пытался реформу свернуть. Но к то же ему даст это сделать?

В отчёте пишут о том, что «деятельность правительства по борьбе с пандемией коронавируса оказалась неэффективной и полностью провалена закупка вакцин против COVID-19». Но виноват ли в этом Степанов, если Запад не спешит поделиться эффективными вакцинами, а посольство США запретило закупку и производство российской вакцины?

Министру довелось руководить украинским здравоохранением в условиях, когда из 47% средств Фонда борьбы с коронавирусом ушли на ремонт дорог, а непосредственно на противодействие пандемии – всего 35%. Но, конечно, крайним окажется Степанов – на него удобнее всего повесить всех собак.

Максим Степанов – единственный министр, отказавшийся голосовать за проект  государственного бюджета 2021 года, так как на медицину было запланировано менее 5% ВВП. Главные проблемы украинской медицины – недостаток финансирования и проводимая с подачи американцев губительная реформа. А проблема главнейшая – внешнее управление государством, не позволяющее ни вакцину у россиян покупать, ни министру быть министром. Поэтому у Степанова выбор невелик: либо быть очень гибким и заранее подстраиваться под желания западных «друзей Украины», либо уступить место гуттаперчевому сменщику.

Стоян ТИМЬЯН