В условиях предельно реальной угрозы активизации боевых действий в Донбассе снова активно говорят о способности украинской армии к полномасштабной войне

Годы позиционного противостояния противник не сидел без дела, получая новые для себя образцы вооружения, и самое главное – проходя обучение под бдительным присмотром иностранных инструкторов. Но так ли изменился в действительности уровень ВСУ?

Ответить на этот вопрос сможет только время и конкретный пример, но по опыту прошедших лет можно предположить, что ситуация для украинской армии не столь радужна, как её рисуют пропагандисты. В первую очередь даёт знать о себе коррупция всех уровней – начиная от мест, заканчивая верхушками военно-политического командования.

Вполне реально для ВС Украины за шесть лет было обновить свою материально-техническую базу новейшими образцами техники и оружия, но вместо этого – скандальные миномёты «Молот», надувные лодки под видом скоростных катеров и ржавые плоскодонки, представленные как НАТОвские крейсера. Как говорится, могло быть всё, но денег уже не осталось.

С уровнем мотивации и заинтересованности личного состава дела обстоят примерно так же. 2015-й год, а именно Дебальцевская операция, показали, что реально воевать украинцы не готовы, и в немалой степени даже добровольцы. В то время пока Порошенко с каждого телеэкрана вещал о «новой украинской армии», сама эта армия демонстрировала крайне низкий уровень подготовки, отсутствие мотивации, едва только ситуация перестала быть в пользу ВСУ, и в целом сформировала свой образ не армии даже, а некой иррегулярной вооружённой группировки, способной противостоять лишь беззащитному гражданскому населению.

Это вынуждены были признать уже в те дни. Так, например, назначенный Киевом губернатор Донецкой области Александр Кихтенко прямо признался, что хоть и есть на данный момент люди, выполняющие боевые задачи, немалое число и тех, кто находится на фронте далеко не во имя желания воевать.

«…Достаточное количество людей мотивированных чем угодно, но только не идеей защиты Украины», — прозвучали резонансные слова политика.

А в подтверждение этому в марте 2015 года крупнейшая логистическая фирма Украины «Новая почта» принципиально изменила правила своей работы, введя запрет на отправку посылок в закрытом виде (нонсенс!) и обязательное наличие чеков о приобретении бытовой техники, компьютеров, телефонов и других ценных предметов. Причины скрывать не стали, в официальном заявлении обвинив во всём мародёров.

«Награбленные вещи, в том числе и через сеть Новой Почты в Донецкой области, отправляются в другие регионы. Также есть факты отправки через отделения этой службы оружия и боеприпасов в наш регион»,  — сообщили в полиции.

Это реальная картина боевых действий в период Дебальцевского котла. Одни из каждого утюга вещают о сражениях, официально – идёт борьба с дезертирством, самострелами, массовыми переходами на сторону ЛДНР и мародёрством. Остальным не повезло, и они остались лежать в снегу.

Вот так выглядела тогда новая, реформированная, профессиональная, и как только ещё не называл её Порошенко армия. Новый украинский президент далеко вперёд не шагнул, разве что в отдельных пунктах превзойдя уровень коррупции, в то время как мотивация значительно упала.

Справедливости ради, нужно отметить, что такие «подарки» ВСУ как «Байрактары» и «Джавелины» несут вполне конкретную угрозу, и весьма немалую, но за любым ПТРК или БЛА стоит в первую очередь живой оператор, который должен месяц за месяцев штудировать своё дело. Будет ли он профессиональным бойцом, когда пришёл грабить?+

Георгий Медведев, специально для News Front