ФСБ накрывает экстремистские ячейки по всей стране одну за другой. И чуть ли не через день. И речь не о сравнительно безобидных «беседках» для радикальных исламистов, а о разветвлённых сетях, вынашивающих планы по организации терактов. Впору задаться вопросом: неужели мы уже живём на пороховой бочке, когда условный гастарбайтер может оказаться «террористом по соседству»?

За последнюю неделю Федеральная служба безопасности сообщила о нейтрализации сразу трёх, одна за другой, банд террористической направленности. Трёх – всего за несколько дней! Каждая имела свои «филиалы» в разных регионах России. И все они выступали поборниками «истинной веры», а основное ядро составляли мигранты и «обращённые» ими.

Всего за прошлый год, как рассказал ранее председатель Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ Александр Бортников,

предотвращено 61 преступление террористической направленности, в том числе 41 теракт. В ходе спецопераций ликвидировано почти пять десятков бандитов, включая восьмерых главарей, ещё почти две сотни боевиков (в том числе 36 главарей), а также несколько сотен их пособников задержаны. При этом изъяты из незаконного оборота около 600 единиц огнестрельного оружия, 134 самодельных взрывных устройства, свыше 100 тысяч патронов, более 3000 мин, гранат и прочих боеприпасов.

Впечатляет?

С одной стороны, круто, что так работают наши органы госбезопасности. С другой – возникает ощущение, что мы живём, словно на передовой.

Пропагандисты с поясами смертников

В четверг, 18 февраля, оперативники ФСБ совместно с Росгвардией и МВД провели масштабную операцию одновременно в 10 регионах – в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму, Башкортостане и Дагестане, в Приморском и Краснодарском краях, в Орловской, Калужской, Ивановской областях. Были задержаны члены международной террористической организации «Хизбут-Тахрир аль-Ислами»* (ХТАИ, запрещена в России решением Верховного суда ещё в 2003-м).

Часть из членов группировки – мигранты, – рассказал Царьграду источник в силовых структурах. – Практически все находились в России легально. Один, например, работал в кафе, снимал квартиру с семьёй. И таких – большинство среди них. Штамп о бегающих с автоматами наперевес бородачах давно пора забыть.

Чем они занимались? Вербовали себе сторонников через соцсети, распространяя среди населения воинствующую исламистскую террористическую идеологию – нетерпимость к другим религиям. Основной прицел, разумеется, был на обычных мусульман – привлечение их, с использованием своеобразной трактовки религии, в свои ряды.

Пропагандировали доктрину создания и провозглашения так называемого всемирного халифата, устанавливаемого путём свержения светских правительств в ходе военных переворотов и «исламских революций»,

– уточнили в органах госбезопасности.

А в Крыму и Татарстане взяли группу, которая под видом благотворительной организации занималась сбором средств для финансирования ИГ** – по сути, для обеспечения боевиков. Вычислили оперативники их с помощью ресурсов Росфинмониторинга, кропотливо проверяя различные счета, через которые проходили – естественно, небольшими партиями – транши за рубеж.

Самую большую ОПГ накрыли на юге России – 19 человек, действовавших в Крыму, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Карачаево-Черкесии, которые входили в запрещённую (решение ВС РФ №ГПИ10-848) международную исламистскую организацию «Ат-Такфир валь-Хиджра»***. Это примерно то же самое, что и первая, ХТАИ, но ещё более радикальная, она исповедует «такфиризм», даёт теологическое обоснование террора в отношении «неверных» – в том числе и самих мусульман, если они не разделяют их взгляды.

Так вот, они не только вербовали сторонников и раскидывали сети в пабликах, но и реально планировали совершение террористических диверсий на Северном Кавказе. У них имелся даже схрон в лесу в Карачаево-Черкесии, где были спрятаны автомат АКМ, пулемёт РПК, патроны (их держали в пластиковых бутылках, россыпью), уже снаряжённые взрывные устройства (с общим весом тротила в 3 кг), в том числе пояс смертника.

Брали их, конечно, одновременно. Быстро и жёстко.

Таксисты, курьеры, продавцы, официанты

Но суть не в этом. А в том, что такие ячейки возникают и их ликвидируют – регулярно.

На тех территориях, где традиционно преобладают мусульмане, отмечает наш источник, упор делается на местное население – через «доверенных лиц», которые давно обосновались там и живут, никем не заподозренные, имеют семьи, источники дохода, иногда и тёпленькое местечко где-то близ власти. Лучше, если имеется возможность свободного передвижения, без стеснения в графике.

Они присматривают подходящих кандидатов, ведут беседы – не раз, и не два, и не три. Потом аккуратно предлагают войти в круг «избранных», «правильных». Всё основано на чистой психологии, – объясняет собеседник. – Обработка, внушение, обозначение перспектив, указание на особенность положения тех, кто попадёт в их число.

А вот в исконно православных губерниях, в крупных мегаполисах вообще – там вступают в дело уже приезжие. Обычно из среднеазиатских республик.

Те самые, которые работают на стройках и живут в подсобках, работают продавцами и носильщиками на рынках, курьерами в службах доставки, разнорабочими. Где угодно. И практически всегда на законных основаниях – они пробрались в Россию не подпольно, а въехали как законопослушные граждане сопредельных государств, имеют либо вид на жительство, либо разрешение на работу.

Есть, в принципе, два вида злодеев-экстремистов. Первые – «продвигатели» радикальных идей, которые внушают и готовят почву на будущее, формируют «спящие ячейки», собирают деньги для «братьев» – в смысле, боевиков. Они могут скрытно действовать довольно долго, пока их не сцапают. Вторые – нацеленные на конкретные задачи. Их метод: не просто набрать новых приверженцев, а подготовить их к реальному теракту,

– рассказывает источник.

И они опасны.

Гости из Средней Азии и их местные друзья

Буквально в конце декабря накрыли ячейку ИГ из четырёх человек, планировавших взорвать отдел полиции и перебить сотрудников, у них имелся тайник с большим количеством оружия (холодного и огнестрельного), конспиративная квартира, они только ждали отмашки от координаторов из-за рубежа.

Месяцем ранее, в ноябре, нейтрализовали террористов (гостей-мигрантов из солнечных республик) во Владимирской области, изготовивших бомбу для подрыва в Москве.

Несколько ранее взяли выходца из Центральной Азии, который тоже мечтал устроить теракт в столице – в административном здании. Причём у него был конкретный план, составленный и неоднократно обсуждённый с ним боевиками по интернету, инструкции по изготовлению взрывчатки. И видеозапись с присягой: после выполнения задания гастарбайтер собирался дёрнуть на Ближний Восток, воевать под знамёнами террористов.

В том же октябре нейтрализовали ячейку «Катиба Таухид валь-Джихад»****, которая состояла из земляков столичного неудавшегося взрывника, объявивших джихад и избравших целью для диверсий город-герой Волгоград – здания органов власти, воинские части, торговые центры: все точки, где планировались теракты, были отмечены на карте. Главаря и его сообщника, оказавших вооружённое сопротивление, уничтожили. Остальных повязали живыми.

А по адресам проживания радикальных исламистов (участников ячейки задержали не только в самом Волгограде, но и в Москве, Питере, Уфе, Майкопе) нашли огнестрельное оружие, боеприпасы, химические компоненты и поражающие элементы к самодельным взрывным устройствам.

А минувшим летом прокатился целый веер задержаний таких групп.

В Санкт-Петербурге, например, поймали выходцев с Востока, которые планировали несколько акций по устранению российских силовиков.

Примерно тогда же пресекли деятельность крупного «филиала» запрещённой в России международной террористической организации «Исламское движение Узбекистана»***** – с отделениями в Москве, Новосибирске и Красноярске. Более двух десятков участников, призывавших взрывать и убивать, набиравших рекрутов для террористов в Сирии.

В Ростовской области разгромили законспирированную ячейку ИГ, в которой состояли шесть жителей региона – гости из среднеазиатских стран и их соратники – местные жители, граждане России. Они готовили нападения на сотрудников полиции и планировали теракты в больницах, поликлиниках, детсадах, школах и вузах. Лидер группы, когда спецназ ФСБ блокировал его на пути к машине, открыл огонь из автомата Калашникова, а потом подорвался самодельной бомбой. И у них тоже всё было наготове – взрывчатка, автоматы, боеприпасы. Плюс наркотики – кстати, такой «сопутствующий компонент» встречается часто.

На всякий случай: никакого «разжигания» здесь нет – вся информация, приведённая нами, основана на официальных источниках.

Сначала обрабатывают. Потом дают «задание»

Некоторые аналитики полагают, что активизация экстремистского бандподполья связана с усилением внешнего давления на Россию.

Однако, по мнению экспертов, включая и действующих, и бывших сотрудников спецслужб, такой посыл верен только отчасти – его можно связывать, скорее, с общей обстановкой на Ближнем Востоке и борьбой с мировым терроризмом.

И в этой ситуации, полагает, к примеру, генерал госбезопасности в отставке, экс-оперативник политической контрразведки Александр Михайлов, возглавлявший в своё время Центр общественных связей ФСБ, мы застряли надолго: пока не наступит стабилизация там, в Восточном макрорегионе, не прекратится и подпольная деятельность экстремистов и в России, поскольку у нас много проживает представителей религии.

То, что мы наблюдаем, – нормальная оперативная работа, которая ведётся грамотно и эффективно. Да, эти организации появляются. И распространение их вглубь страны – то есть появление не только, как было прежде, на Северном Кавказе – связано с тем, что сегодня много приезжающих к нам мигрантов, гастарбайтеров,

– говорит Михайлов.

Конечно, эти организации и ячейки – подпольные. И часть из них не ведёт конкретно диверсионной работы в прямом понимании слова: они, как уже упоминалось, занимаются идеологической обработкой, привлечением новых участников, формированием круга единомышленников. Но ведь, как известно, вначале было слово. А уж затем – дело.

То есть формы и методы. Которые приобретают конкретные задачи.

Важно успеть ликвидировать на первоначальной стадии, чтоб не дать перейти от идеологической к боевой деятельности, – говорит эксперт. – Понимаю, что сообщения о нейтрализации таких групп вызывают определённый резонанс в обществе, но без этого никак. Лучше информировать, чем умалчивать.

Главное, что сегодня органы госбезопасности обладают колоссальными возможностями ведения оперативно-разыскной деятельности, позволяющими даже по косвенным признакам выходить на террористов.

Сейчас мы живём и работаем в совершенно ином в этом плане мире. Это раньше можно было только через агентуру и наружное наблюдение выявить террористов. Сегодня большой ресурс цифровых средств, плюс всё-таки, несмотря на плохие отношения с Западом, идёт обмен информацией по линии спецслужб, потому что глобальный общий враг один – терроризм,

– подчёркивает Михайлов.

Впрочем, есть момент, который настораживает, даже с учётом успокоения словами экспертов, – нынешняя миграционная политика в стране, которая по-прежнему направлена на то, чтобы восполнять все дыры за счёт приезжих. Иными словами – мы никак не хотим научиться жить без гастарбайтеров, которых, как считают разработчики стратегии, выгоднее привлекать с точки зрения оплаты, их пониженных требований к условиям работы и специфики отраслей.

А в год на учёт в стране (сейчас не будем вдаваться в условия пандемии и ограничений) ставят около двух десятков миллионов (!) иностранцев. Правда, разрешений на работу оформляется в десятки раз меньше. Значит, далеко не все трудоустроены по закону, что, в общем, подтверждают регулярные рейды.

Плюс, опять же, не все, как мы видим, занимаются легальной деятельностью в стране, которая дала им возможность в ней жить.

И это серьёзный повод задуматься. Пятая колона у нас фактически уже есть – просто пока мы не готовы её наличие признать.

* «Хизбут-Тахрир аль-Ислами» (ХТАИ) – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.

** ИГ (ИГИЛ, «Исламское государство») – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.

*** «Ат-Такфир валь-Хиджра» – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.

**** «Катиба Таухид валь-Джихад» – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.

***** «Исламское движение Узбекистана» – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.